Найти в Дзене

9 апреля 1978 г. вышел альбом Rainbow "Long Live Rock ’n’ Roll"

Источник: m.media-amazon.com
Источник: m.media-amazon.com

жанр: хард-рок, хэви-метал

главные композиции: Long Live Rock 'n' Roll, L.A. Connection, Gates Of Babylon, Kill The King, Rainbow Eyes

Третий альбом Rainbow, последний с Ронни Джеймсом Дио и один из самых "болезненных" гимнов рок-н-роллу. Кропотливая работа в рамках ещё старого классического хард-рока была сделана в тяжёлых условиях периода полнейшей чехарды и неразберихи в музыке конца 70-х, которая, само собой, существенно влияла на процесс работы и непосредственно на Ричи Блэкмора, понимавшего, что его собственные представления о развитии своей музыки пошли совершенно в другом направлении по отношению к той рок-музыке, что стала внезапно популярна. Блэкмор не мог быть провидцем и понимать, что музыка Rainbow того периода повлияет на создание многих жанров тяжелой рок-музыки в очень нескором времени.

По прошествии стольких десятилетий, конечно же, сейчас везде зафиксирован большой вклад всех первых трёх альбомов Rainbow Ричи Блэкмора в развитие тяжёлого рока. Ричи Блэкмор упрямо и упёрто гнул свою линию и устаканивал своё звучание в группе, в которой мог после Deep Purple быть собой, делать, что хотел, творить, как ему заблагорассудится. Для этого он не жалел ничего. В частности вертел составами Rainbow, как хотел, на каждый альбом обычно меняя по 2-3 человека. Лишь Ронни Джеймс Дио оставался. Потому что Rainbow по факту стали не одним лишь сольным проектом Блэкмора. Сами того не понимая, они оба создали свой музыкальный мир, в котором пришли к некоему итогу к третьему альбому, после которого дальше идти уже не получалось и пришлось делать жестокий выбор. Какой же?

С музыкальной точки зрения, Блэкмор, сам того не зная, развил в Rainbow технически хард-рок в современное понимание хэви-метала, поэтому зачастую Rainbow много где (в википедии или других известных источниках) описываются именно как хэви-метал. По той же технике гитарной игры. Блэкмор ведь в Rainbow стал играть совсем по-другому, нежели в DP. Ведь, как мы помним, в те времена хард-рок уже ушёл в плане популярности на немного задний план, а все группы этого жанра пошли по двум путям: либо стали величиной вне стилистик или даже выше стилистик, как Led Zeppelin, либо стали утяжелять саунд, тем самым предрекая в будущем когда-нибудь новую волну тяжёлого рока, которая и случилась в начале 80-х годов. Блэкмор же по факту утяжеляться сильно не стал, но так разнообразил музыку в Rainbow, что можно теоретически предположить, что если бы он не сорвался и продолжил вместе с Дио дальше сотрудничать, и они все дотерпели бы до начала 80-х, то точно бы не уехали бы в Америку и, как многие ветераны хард-рока, успешно бы влились в новую волну британского хэви-метала, будучи там и кумирами, и героями, и актуальными для своего времени. И кто знал, может, Rainbow в начале 80-х тогда совсем бы по-другому бы звучали.

Но Блэкмор ясновидцем быть не мог, во время записи этого альбома он смотрел в настоящее: что будучи ещё популярными в Британии, они соседствуют с панк-роком и диско, а в США, помимо того, уже давно все устали от чего-то сложного и помпезного, и в массах взлетел в популярности простой поп-рок, софт-рок и иже с ними, а все американские хард-группы, кто хотел оставаться популярными, уже давно "облегчились" там, либо создавались новые, которые изначально тяжелую составляющую использовали как фишку. К примеру, Foreigner - которые впоследствии и станут камнем преткновения и предметом зацикливания Блэкмора на популярности в США.

Блэкмор тогда не понимал, что на альбоме 'Long Live Rock 'n' Roll" он заложил основу того, что будет в тренде в тяжёлой музыке намного позже. Что уже исполняемая на концертах Kill The King по факту - это предтеча пауэр-металла: скоростная долбёжка бас-бочек Кози Пауэлла, двойная соло-гитара, протяжный вокал на высоких тонах Дио и его же околофэнтезийный текст песни про короля (хотя по факту известно, что в песне больше поётся про шахматную игру, как потом сам Ронни говорил).

Ричи. Источник: rollingstone.com
Ричи. Источник: rollingstone.com

Вообще все эти тексты его сказочные, фэнтезийные, его же голосовые линии создали особую атмосферу для музыки Rainbow, которая, как всегда, на альбоме максимально себя проявила вкупе с любовью Блэкмора к классической музыке, что особенно вылилось здесь на помпезной Gates Of Babylon, рифф к которой Ричи смог придумать только после уроков на виолончели у Хью Макдауэлла из Electric Light Orchestra. Всё это вместе чем не будущие множества металл-жанров: пауэр-металл, симфо-металл и иже с ними, которые расплодятся по Скандинавским странам, по Финляндии, по Голландии, по Германии...?

Ронни. Источник: i.ytimg.com
Ронни. Источник: i.ytimg.com

Но именно с такой помпезностью и таким разнообразием музыкально-аранжировочно-тематической составляющей, которая шла из сердец участников группы, резко контрастирует и соседствует другая составляющая - хитовая. В лице резких и ярких коротких рок-гимнов. Собственно в лице заглавной композиции и, к примеру, L.A. Connection.

Кози. Источник: pbs.twimg.com
Кози. Источник: pbs.twimg.com

Но, как выяснилось, эта хитовость осталась опять только в Британии. Коммерческий провал в США, вынудивший группу в своих американских гастролях отказаться от стадионов и выступать в концертных залах, окончательно "добил" метавшегося между двух огней Ричи Блэкмора. У него всегда был жёсткий принцип: если что-то не получается, просто менять музыкантов. В результате последние пришедшие в группу клавишник Дэвид Стоун и басист Боб Дэйсли дописали оставшийся материал на альбоме, где басистом в основном был вынужденно сам Блэкмор, а после тура Блэкмор, которого я всегда считал именно "головой" группы Rainbow, принял решение вырвать из группы её "сердце" в лице Ронни Джеймса Дио... Человека, который полностью отвечал за атмосферу, тематику песен, во многом её мелодику и музыкальное разнообразие группы, который невидимо сдерживал этим непостоянного Блэкмора от метаний во все стороны подряд.

Боб Дэйсли. Источник: stories.isu.pub
Боб Дэйсли. Источник: stories.isu.pub

Но в итоге сейчас по факту мы слышим грустный и, прямо скажем, печальный финал - в лице душещипательной Rainbow Eyes. Может быть, Дио был ещё и "глазами Рэйнбоу", не только сердцем. Зная историю группы, альбом может показаться концептуальным: от хитового и оптимистичного начала заглавной песни через новые "фэнтези-романы" от Дио и новые пассажи Блэкмора под влиянием классической музыки через прото-металл-аранжировки к такому завершению и такой лебединой песне первого этапа творчества Rainbow.

Дэвид Стоун. Источник: pbs.twimg.com
Дэвид Стоун. Источник: pbs.twimg.com

Я, конечно, нисколько не считаю это завершением творчества Rainbow. Для меня потом просто началась другая её история и со своими взлётами и падениями. Да, это уже была другая группа, но это был тот же Блэкмор со своими же старыми загонами, с новыми составами, с новыми отличными музыкантами, коих на постоянной основе стало больше, с новой историей, с новыми взлетами и падениями и, главное, с новыми отличными песнями и альбомами.

Источник: rattle.hu
Источник: rattle.hu

Потому что в любой форме, в любом содержании, в любом варианте, но это остаётся всё тот же Long Live Rock 'N 'Roll!

Другие статьи про Rainbow, Ричи Блэкмора и Ронни Джеймса Дио:

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.