Образование сложных слов – непростая тема для рядового школьника, ведь и с простыми словами (один корень) не все справляются на отлично.
Напомню, что в 1 ЧАСТИ 👇👇👇
✔️ обсуждали словообразовательный алгоритм, придерживаясь которого без труда можно определить способ образования слова,
✔️ говорили о некоторых особенностях производящей основы, которые важны при определении способа образования,
✔️ разобрали все морфологические способы образования простых слов (один корень).
Более детально ознакомится с этим материалом можно тут:👉 Мы за чёткий алгоритм действий! | СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ЧАСТЬ 1: ПЯТЬ ШАГОВ УСПЕШНОГО РАЗБОРА
Во 2 ЧАСТИ 👇👇👇
✔️ обсуждали некоторые типичные словообразовательные конструкции, зная которые без проблем за НЕСКОЛЬКО СЕКУНД можно правильно определить и производящую основу, и способ образования слова.
Более детально ознакомится с этим материалом можно тут: 👉Разбираем слово за 3 секунды | СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ЧАСТЬ 2: 10 подсказок, чтобы никогда не ошибаться
В 3 ЧАСТИ 👇👇👇
✔️ обсудим сами способы образования сложных слов,
✔️ поговорим о некоторых особенностях сложных слов, зная которые сможем без труда правильно определить способ их словообразования.
Данный материал будет особенно полезен учащимся среднего звена при выполнении различных проверочных и контрольных работ.
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto
Здесь много работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.
Напомним суть термина: сложное слово – это слово, которое имеет два или более корней (пароход, древнегреческий, автомотовелогонки, хлебобулочный, пятиклассник и т.д.)
Словообразование сложных слов ничем принципиально не отличается от образования слов с одним корнем. Мы по-прежнему ищем производящую основу путём объяснения лексического значения слова с использованием однокоренных слов. Но именно этот этап является самым трудным, самым проблемным для любого школьника. Почему?
Если простые слова (один корень) образуются от одного слова, то сложные слова могут образоваться как от нескольких слов, так и от одного слова.
Вот этот парадокс смущает и беспокоит многих школьников:
👉древнегреческий от Древняя Греция (от двух слов)
👉светло-зелёный от светлый и зелёный (от двух слов)
👉самолётный от самолёт (от одного слова)
👉правонарушительница от правонарушитель (от одного слова)
Потому разбор сложных слов, действительно, сложное занятие.
Для начала перечислим способы образования сложных слов.
Это так называемая система трёх С (Три Сестры): СЛОЖЕНИЕ, СОКРАЩЕНИЕ и СЛИЯНИЕ.
Эти Три Сестры имеют свои характерные особенности, зная которые никогда их не перепутаешь.
❤️ 1. СЛОЖЕНИЕ – соединение нескольких основ при помощи соединительной морфемы (или без неё).
👉ПТИЦЕФАБРИК-а от ПТИЦ-а и ФАБРИК-а + соединительная морфема Е
👉СВЕТЛО-РУС-ый от СВЕТЛ-ый и РУС-ый + соединительная морфема О
👉СТОЛ-КНИГ-а от СТОЛ- и КНИГ-а без участия соединительной морфемы
👉ДЖАЗ-ОРКЕСТР от ДЖАЗ- и ОРКЕСТР- без участия соединительной морфемы
ПОМНИ:
✔️ 1. При таком способе производящие основы (от которых образуется данное слово) ПОЛНОСТЬЮ переходят в новое слово.
✔️ 2. Соединительная морфема используется только при данном способе образования слов, в других способах (сокращение, слияние) её быть не может.
✔️ 3. Соединительная морфема – вещь необязательная. Даже простое соединение двух основ уже называется сложением.
✔️ 4. Только при данном способе образования сложных слов возможно написание через дефис (тёмно-синий, кресло-кровать, выпукло-вогнутый). При сокращении и слиянии только слитное написание!
✔️ 5. Данный способ имеет дополнительную разновидность СЛОЖЕНИЕ В СОЧЕТАНИИ С СУФФИКСАЦИЕЙ (смотри ниже👇👇👇 )
❤️ 2. СЛОЖЕНИЕ В СОЧЕТАНИИ С СУФФИКСАЦИЕЙ – соединение нескольких основ при помощи соединительной морфемы (или без неё) с обязательным добавлением суффикса.
👉ПЕРВОКУРСНИК от ПЕРВ-ый и КУРС- + соединительная морфема О + суффикс -НИК
👉ПЯТИЛЕТН-ий от ПЯТЬ- и ЛЕТ-+ соединительная морфема И + суффикс -Н
ПОМНИ:
✔️ 1. Сложение в сочетании с суффиксацией – это гибрид двух способов: СЛОЖЕНИЯ и СУФФИКСАЛЬНОГО способа. Иные морфемы, кроме суффикса, присоединяться к сложению не могут.
✔️ 2. Суффикс может быть не только реальный, но и нулевой:
ЛУНОХОД от ЛУН-а и ХОДИ-ть -+ соединительная морфема О + нулевой суффикс (вторая часть слова ХОД- образована от глагола ХОДИТЬ)
❤️ 3. СОКРАЩЕНИЕ – соединение нескольких сокращённых основ или полной и сокращённой основы.
👉РФ от РОССИЙСК-ая ФЕДЕРАЦИЙ-а, но в новое слово перешли лишь части основ: Р- и Ф-
👉ГЛАВВРАЧ от ГЛАВН-ый ВРАЧ-, но в новое слово перешла часть первой основы ГЛАВ- и целая вторая основа ВРАЧ-
ПОМНИ:
✔️ 1. Если хотя бы одна из производящих основ перешла в новой слово частично, неполностью, перед нами сокращение.
✔️ 2. Каждое слово индивидуально, и нет никаких правил сокращения (можно брать от производящей основы и букву, и несколько букв и т.д.)
❤️ 4. СЛИЯНИЕ – соединение НЕ ОСНОВ, а ЦЕЛЫХ СЛОВ в одно слово.
👉СЕГОДНЯ от СЕГО и ДНЯ
👉УМАЛИШЁННЫЙ от УМА и ЛИШЁННЫЙ
👉ВЕЧНОЗЕЛЁНЫЙ от ВЕЧНО и ЗЕЛЁНЫЙ
ПОМНИ:
✔️ Мы соединяем воедино (сливаем) не основы слов, а целые слова, которые когда-то были отдельными словами и писались раздельно, но со временем приобрели определённую смысловую устойчивость и стали терминами.
Теперь добавлю к перечисленным выше способам некоторые хитрости, зная которые сможем правильно определить, от чего слово образовано:
✔️ 1. Существительные на -ОСТЬ (работоспособнОСТЬ, водорастворимОСТЬ, звуконепроницаемОСТЬ и т.д.) образуются от прилагательных СУФФИКСАЛЬНЫМ способом (суффикс -ОСТЬ):
👉работоспособнОСТЬ от работоспособный, водорастворимОСТЬ от водорастворимый, звуконепроницаемОСТЬ от звуконепроницаемый
✔️ 2. Существительные, обозначающие лиц женского пола (правонарушительница, вольнослушательница, телезрительница и т.д.) образуются от сущ., обозначающих лиц мужского пола СУФФИКСАЛЬНЫМ способом:
👉правонарушительНИЦа от правонарушитель, вольнослушательНИЦа от вольнослушатель, телезрительНИЦа от телезритель
✔️ 3. Многие прилагательный на -НЫЙ, -НОЙ (самолётНЫЙ, лакокрасочНЫЙ, лесостепНОЙ, водопроводНЫЙ и т.д.) образуются от существительных СУФФИКСАЛЬНЫМ способом (суффикс -Н):
👉самолётНЫЙ от самолёт, лакокрасочНЫЙ от лакокраска, лесостепНОЙ от лесостепь
✔️ 4. Существительные на -ЕНИЕ, -НИЕ (газоснабжЕНИЕ, жизнеописаНИЕ, водолечЕНИЕ и т.д.) образуются от двух слов СЛОЖЕНИЕМ:
👉газоснабжЕНИЕ от ГАЗ и СНАБЖЕНИЕ +соедин. морфема О,
👉жизнеописаНИЕ от ЖИЗНЬ и ОПИСАНИЕ +соедин. морфема Е,
👉водолечЕНИЕ от ВОДА и ЛЕЧЕНИЕ +соедин. морфема О
Надеюсь, что эти подсказки помогут вашим школьникам правильно работать со сложными словами и не бояться их.
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto
Здесь много работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.
Кому не терпится научиться применять данные навыки на практике, может записаться ко мне на бесплатную консультацию, чтобы гарантировать себе отличный результат на ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.
Хотите сами записаться на занятия или записать своего ребёнка?
ТОГДА ВАМ СЮДА: ✔️@savcenko_russEGE (стучитесь в ТЕЛЕГРАМ, не откладывая на потом, чтобы гарантировать ОТЛИЧНЫЙ результат на любом экзамене).
Подписывайтесь на канал, чтобы узнать как можно больше реально работающих лайфхаков для сдачи любой экзаменационной работы на отлично! Спасибо за лайки! Всё это поддержит канал, который только начинает свой путь!