Найти тему

Разбираем слово за 3 секунды | СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ЧАСТЬ 2: 10 подсказок, чтобы никогда не ошибаться

В данной статье продолжаем разговор о словообразовании, его особенностях и закономерностях.

В 1 ЧАСТИ 👇👇👇

✔️ обсуждали словообразовательный алгоритм, придерживаясь которого без труда можно определить способ образования слова,
✔️ говорили о некоторых особенностях производящей основы, которые важны при определении способа образования,
✔️ разобрали все морфологические способы образования простых слов (один корень).

Более детально ознакомится с этим материалом можно тут:👉 Мы за чёткий алгоритм действий! | СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ЧАСТЬ 1: ПЯТЬ ШАГОВ УСПЕШНОГО РАЗБОРА

Во 2 ЧАСТИ 👇👇👇

✔️ обсудим некоторые типичные словообразовательные конструкции, зная которые без проблем за НЕСКОЛЬКО СЕКУНД можно правильно определить и производящую основу, и способ образования слова.

Данный материал будет полезен как учащимся среднего звена, так и выпускникам, ведь без морфемики и словообразования невозможно надёжно усвоить орфографию.

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь много работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

Самое сложное в морфемном разборе – это поиск производящего слова (того слова, от которого образовано данное).

Я уже писала в 1 ЧАСТИ, как это делается, но повторюсь ещё раз.

👍ЗАПОМНИМ: для того, чтобы правильно указать производящее слово, нужно ОБЪЯСНИТЬ СЕБЕ СМЫСЛ ДАННОГО СЛОВА, ИСПОЛЬЗУЯ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.

Но дать такое объяснение, на самом деле, довольно непросто. Особенно это трудно делать, когда в слове есть и приставки, и суффиксы, и даже не один.

Вот реальные объяснения учеников:

ЗАВАРОЧНЫЙ (чайник) – это место, где ЗАВАРИВАЮТ чай (от глагола ЗАВАРИТЬ). Неправильно!

РАСТИТЕЛЬНОСТЬ – это то, что РАСТЁТ (от глагола РАСТИ). Неправильно!

ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЙ (билет) – это ПРИГЛАШЕНИЕ на праздник (от сущ. ПРИГЛАШЕНИЕ). Неправильно!

СОЛЕНИЯ – это продукты с СОЛЬЮ (от сущ. СОЛЬ). Неправильно!

БЕЛОВАТЕНЬКАЯ (скатерть) – это БЕЛАЯ скатерть (от прил. БЕЛЫЙ). Неправильно!

УТРАИВАТЬ – значит увеличивать в ТРИ раза (от числит. ТРИ). Неправильно!

Таких примеров можно привести сотни. Все эти слова мы с учениками реально разбирали на занятиях, и многие толкового пояснения дать не смогли.

👉Трудность в том, что толковый словарь никто в кармане с собой не носит, да и он вряд ли поможет, потому что объяснение слова должно идти с опорой на однокоренные слова.

НО СПАСЕНИЕ ЕСТЬ!

Я часто говорю ученикам о том, что язык – эта такая же математика, только не в цифрах, а в словах.

Как в математике есть свои закономерности и алгоритмы, так и в языке можно проследить некоторые закономерности в появлении слов разных частей речи. А это знание спасает школьника от ошибки в самый ответственный момент (на контрольной работе).

В чём секрет мгновенного разбора?
👉 Секрет в знании ВНЕШНИХ ТИПИЧНЫХ особенностей определённых групп слов, то есть отталкиваться будем от ВНЕШНЕГО ВИДА СЛОВА.
Зная ВНЕШНИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛОВ, сможем без долгих объяснений, сразу, за 3 секунды, назвать и слово, от которого оно образовано, и сам способ образования.

Вот небольшая подборка таких типичных конструкций, которую знают все мои ученики и благополучно ею пользуются.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Сразу прошу прощения за слово ТИПА, но школьникам проще и быстрее работать с ним, чем формулировать длинные речевые обороты КОНСТРУКЦИИ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ НА КОНЦЕ…

👉1. Существительные типа мудрОСТЬ, глупОСТЬ, растительнОСТЬ, водянистОСТЬ и подобные (их типичность в том, что они заканчиваются на -ОСТЬ).

❤️ Все образуются от ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. Способ – СУФФИКСАЛЬНЫЙ (суффикс -ОСТЬ):

мудрОСТЬ от мудрый, глупОСТЬ от глупый, растительнОСТЬ от растительный и т.д.

✔️ ПОМНИ: при образовании сложных слов (два корня) на -ОСТЬ это правило также работает:

водорастворимОСТЬ от водорастворимый, работоспособнОСТЬ от работоспособный

👉2. Существительные типа наводнЕНИЕ, вдохновЕНИЕ, солЕНИЕ, потрясЕНИЕ и подобные (их типичность в том, что они заканчиваются на -ЕНИЕ, -НИЕ).

❤️ Все образуются от ГЛАГОЛОВ. Способ – СУФФИКСАЛЬНЫЙ (суффикс -ЕНИЙ, -НИЙ):

наводнЕНИЙэ от наводнить, вдохновЕНИЙэ от вдохновить, солЕНИЙэ от солить

👉3. Существительные типа пристройКА, остановКА, пробежКА, заварКА и подобные (их типичность в том, что они заканчиваются на -КА).

❤️ Все образуются от ГЛАГОЛОВ. Способ – СУФФИКСАЛЬНЫЙ (суффикс -К):

пристройКа от пристроить, пробежКа от пробежать, заварКа от заварить

✔️ ПОМНИ: речь идёт только о существительных на -КА, которые обозначают процесс, действие. Такие слова, как книжКА, кофточКА, линеечКА, вафельКА, конфетКА и подобные в эту группу не входят.

👉4. Существительные, обозначающие лиц женского пола: врунья, колдунья, парашютистка, пианистка, писательница и подобные.

❤️ Все образуются от СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, обозначающих лиц мужского пола. Способ – СУФФИКСАЛЬНЫЙ:

вруньЙа от врун, колдуньЙа от колдун, пианистКа от пианист

👉5. Прилагательные типа парковОЧНЫЙ, остановОЧНЫЙ, заварОЧНЫЙ, подарОЧНЫЙ и подобные (их типичность в том, что они заканчиваются на -ОЧНЫЙ).

❤️ Все образуются от СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ на -КА. Способ – СУФФИКСАЛЬНЫЙ (суффикс -Н):

парковочНый от парковка, заварочНый от заварка, подарочНый от подарок

👉6. Прилагательные типа удивиТЕЛЬНЫЙ, привлекаТЕЛЬНЫЙ, восхитиТЕЛЬНЫЙ и подобные (их типичность в том, что они заканчиваются на -ТЕЛЬНЫЙ).

❤️ Все образуются от ГЛАГОЛОВ. Способ – СУФФИКСАЛЬНЫЙ (суффикс -ТЕЛЬН):

удивиТЕЛЬНый от удивить, привлекаТЕЛЬНый от привлекать, восхитиТЕЛЬНый от восхитить

👉7. Глаголы совершенного вида типа прочитать, записать, придумать, налить и подобные.

❤️ Чаще всего образуются от ГЛАГОЛОВ несовершенного вида. Способ – ПРИСТАВОЧНЫЙ:

ПРОчитать от читать, ЗАписать от писать, ПРИдумать от думать

✔️ ПОМНИ: с глаголами действовать аккуратно. Чтобы предложенный способ работал, в языке должен существовать глагол БЕЗ ПРИСТАВКИ. Если глагола без приставки нет, этот способ работать не будет:

УТРОИТЬ (глагол совершенного вида) не образован приставочным способом от глагола несовершенного вида, так как нет глагола ТРОИТЬ.

👉8. Глаголы несовершенного вида типа выливать, утраивать, разыскивать, околдовывать и подобные.

❤️ Чаще всего образуются от ГЛАГОЛОВ совершенного вида. Способ – СУФФИКСАЛЬНЫЙ:

утраИВАть от утроить, разыскИВАть от разыскать, вылиВАть от вылить

👉9. Наречия типа ПО-вашему, ПО-русски, ПО-волчьи и подобные (их типичность в том, что они имеют приставку ПО, которая пишется через дефис).

❤️ Все образуются от ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ или МЕСТОИМЕНИЙ. Способ – ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ (приставка ПО и суффиксы -ОМУ, -ЕМУ, -И):

ПО-вашЕМУ от ваш, ПО-русскИ от русский, ПО-волчьИ от волчий

✔️ ПОМНИ: исключение составляет только наречие ПО-ЛАТЫНИ, которое образовано от существительного ЛАТЫНЬ.

👉10. Наречия типа задорнО, веселО, сосредоточеннО, поверхностнО и подобные (их типичность в том, что они заканчиваются на -О).

❤️ Все образуются от ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. Способ – СУФФИКСАЛЬНЫЙ (суффикс -О):

задорнО от задорный, веселО от весёлый, поверхностнО от поверхностный

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Данный список так называемых ТИПИЧНЫХ конструкций можно и продолжить, но школьникам сложно держать в голове 20-30 позиций, потому достаточно видеть хотя бы базовые модели.

Осталось только всё запомнить😯

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь много работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

Поверьте: встречая такие слова в словообразовательных разборах, ученики чувствуют себя уверенно и спокойно действуют в рамках указанных особенностей слов.

Надеюсь, что данный материал будет полезен вашим школьникам при работе с таких непростым, но интересным разделом, как СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

✔️ И ещё. В 1 ЧАСТИ обещала, что во 2 ЧАСТИ будет материал о способах образования сложных слов. Но статья получилась немаленькая, потому о способах образования сложных слов расскажу в следующем материале (в 3 ЧАСТИ).

Кому не терпится научиться применять данные навыки на практике, может записаться ко мне на бесплатную консультацию, чтобы гарантировать себе отличный результат на ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Хотите сами записаться на занятия или записать своего ребёнка?

ТОГДА ВАМ СЮДА: ✔️@savcenko_russEGE (стучитесь в ТЕЛЕГРАМ, не откладывая на потом, чтобы гарантировать ОТЛИЧНЫЙ результат на любом экзамене).

Подписывайтесь на канал, чтобы узнать как можно больше реально работающих лайфхаков для сдачи любой экзаменационной работы на отлично! Спасибо за лайки! Всё это поддержит канал, который только начинает свой путь!