Найти тему

Мы за чёткий алгоритм действий! | СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ЧАСТЬ 1: ПЯТЬ ШАГОВ УСПЕШНОГО РАЗБОРА

Оглавление

Данная статья будет посвящена способам образования слов в русском языке.

Я уже писала в предыдущих статьях, что Морфемику и Словообразование люблю, не боюсь с ними работать и с удовольствием объясняю своим ученикам. С этими разделами напрямую связана русская орфография. Потому ценность этих разделов трудно переоценить.

Способов словообразования в языке много. И в одной статье все секреты не раскрыть. Потому будет 2 ЧАСТИ.

В 1 ЧАСТИ

👉расскажу про основные правила и нюанса самого процесса словообразования, без которых сложно правильно определить способ образования слова;
👉расскажу про морфологические способы (с помощью морфем) образования простых слов (имеют один корень).

ВО 2 ЧАСТИ

👉расскажу про некоторые словообразовательные закономерности, которые позволяют моим ученикам буквально за пару секунд определять способ словообразования;
👉расскажу про особенности образования сложных слов (имеют два корня).

Таким образом, данный материал будет полезен как учащимся среднего звена, так и 9-11-классникам, ведь без знания Морфемики и Словообразования сложно качественно усвоить Орфографию.

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь много работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

Как и в любом деле, сначала определяем цель нашей работы.

Какова цель словообразовательного разбора?

Цель – определить способ образования слова.
Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Какие действия помогут нам сделать это без ошибок, быстро и максимально просто?

Вот алгоритм словообразовательного разбора 👇👇👇
✔️ 1. Найти слово, от которого образовано данное (найти производящее слово).
✔️ 2. Выделить производную и производящую основы.
ПРОИЗВОДНАЯ ОСНОВА – основа данного слова.
ПРОИЗВОДЯЩАЯ ОСНОВА – основа того слова, от которого образовано данное слово.
✔️ 3. Выделить одинаковую часть двух основ.
✔️ 4. Указать в производной основе вновь появившиеся морфемы.
✔️5. Назвать способ образования слова.

ВНИМАНИЕ: Только строгое следование предложенному алгоритму поможет школьнику всё сделать правильно и не ошибиться в способе словообразования.

Однако данный алгоритм не будет работать, если не учитывать 5 ключевых особенностей словообразования:

❤️ 1. Поиск производящего слова – залог правильного разбора.

Это самый главный, самый ответственный этап разбора. И это то, что школьники делают хуже всего. Именно здесь кроется главная ошибка всех разборов.

ЗАПОМНИМ: для того, чтобы правильно указать производящее слово, нужно ОБЪЯСНИТЬ СЕБЕ СМЫСЛ ДАННОГО СЛОВА, ИСПОЛЬЗУЯ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.

👉ПОДБЕРЁЗОВИК – это гриб, который растёт под БЕРЁЗОЙ (мы объяснили смысл слова, используя однокоренное слово БЕРЁЗА, от него и образован ПОДБЕРЁЗОВИК).

👉ОПАСНОСТЬ – это ОПАСНАЯ ситуация, в которой оказался человек (мы объяснили смысл слова, используя однокоренное слово ОПАСНЫЙ, от него и образована ОПАСНОСТЬ).

👉ПАРКОВКА – это место, где ПАРКУЮТ автомобили (мы объяснили смысл слова, используя однокоренное слово ПАРКОВАТЬ, от него и образована ПАРКОВКА).

Если этого не сделать, если производящее слово указать на глазок (подберёзовик от берёзовый, опасность от опасаться, парковка от парковочный и другие варианты), конечной цели не достигнем и правильный способ словообразования не получим.

❤️ 2. Если объяснение данного слова вызывает трудности, включите слово в контекст.

Особенно трудно школьникам даётся объяснение прилагательных. Потому можно придумать с проблемным словом словосочетание и объяснять смысл слова уже в контексте:

👉АНТИХУДОЖЕСТВЕННОЕ произведение – это произведение, которое не является ХУДОЖЕСТВЕННЫМ (мы объяснили смысл слова, используя однокоренное слово ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, от него и образован АНТИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ).

👉САМОЛЁТНОЕ кресло – это кресло, которое находится в САМОЛЁТЕ (мы объяснили смысл слова, используя однокоренное слово САМОЛЁТ, от него и образован САМОЛЁТНЫЙ).

❤️ 3. Выполняя словообразовательный анализ, работаем только с теми морфемами, которые находятся в основе слова. Всё, что находится за пределами основ, в словообразовании участия не принимает.

Разбор называется СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ, значит и морфемы нужны СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ (они находятся в основе). За пределами основы находятся ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ морфемы (в словообразовании не участвуют).

👉Слово ПРОЧИТАВШИЙ не образовано суффиксальным способом (суффикс -ВШ) от глагола ПРОЧИТАТЬ, потому что производная основа ПРОЧИТА-вший. Данное слово образовано от основы ЧИТА-ть приставочным способом (приставка ПРО-).

Про морфемы, которые не входят в основу, читай тут:👉 Состав слова – головная боль учителей и школьников на все времена | ЧАСТЬ 1: ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ УСПЕХА – ЧЁТКИЙ АЛГОРИТМ

❤️ 4. Если в слове есть приставка (или суффикс, или постфикс), это не значит, что способ словообразования приставочный (или суффиксальный, или постфиксальный).

А ведь большинство школьников действуют именно по этому принципу.

👉В слове ПРИГОРОДНЫЙ есть приставка ПРИ- и суффикс -Н, но это не значит, что способ образования приставочно-суффиксальный: ПРИГОРОДН-ый от слова ПРИГОРОД- (суффиксальный способ – суффикс -Н).

❤️ 5. Есть слова с непроизводными основами, то есть слова НИ ОТ ЧЕГО НЕ ОБРАЗОВАНЫ, а значит способ образования для них указать нельзя: читать, писать, белый, зелёный, снег, ночь и т.д.

Теперь некоторые секреты производящей основы.

🔥1. Производящая основа должна быть меньше производной:

👉от ЗИМ-а образуем ЗИМН-ий

👉от БЕРЁЗ-а образуем ПОДБЕРЁЗОВИК-

👉от ОПАСН-ый образуем ОПАСНОСТЬ-

🔥2. Производящая основа должна полностью переходить в новую, производную основу (нельзя часть производящей основы оставить и "не взять с собой" в новое слово):

👉основу БЕРЁЗ-а полностью перенесли в основу ПОДБЕРЁЗОВИК-, значит слово ПОДБЕРЁЗОВИК образовано от слова БЕРЁЗА;

👉основу СЛЕЗИНК-а не полностью перенесли в основу СЛЕЗИ-ть-СЯ, значит слово СЛЕЗИТЬСЯ образовано не от слова СЛЕЗИНКА.

Я говорю здесь про образование простых слов (от одной производящей основы). В сложных словах может наблюдаться другая ситуация.

🔥3. Особенность, указанная в пункте 2, может не распространяться на глагольные основы:

👉основа ПАРКОВК-а образована от глагольной основы ПАРКОВА-ть, но в новое слово ушла лишь часть ПАРКОВ-;

👉основа ЖАЛЬ- образована от глагольной основы ЖАЛЕ-ть, но в новое слово ушла лишь часть ЖАЛ-.

Учитывая все перечисленные выше тонкости, мы сможем без проблем достигнуть нашей цели – указать способ образования слова.

ПРАВИЛО: Какую морфему (или морфемы) добавили в новую, производную основу, такой способ и будет.

ДОБАВИЛИ

✔️ приставку: от ПОЛКОВНИК- образовали ПОДПОЛКОВНИК- (приставочный)

ПОМНИ: Главное правило приставочного способа – в языке должно существовать слово БЕЗ ПРИСТАВКИ:
👉ПРИШИТЬ от ШИТЬ, НАСТРОГО от СТРОГО
НО: БЕЗРУКИЙ от РУКИЙ? Нет, от слова РУКА. Значит, кроме приставки БЕЗ- добавляем ещё и нулевой суффикс (способ – приставочно-суффиксальный).

✔️ суффикс: от МОР-е образовали МОРЯК- (суффиксальный)

✔️ нулевой суффикс: от СИН-ий образовали СИНЬØ (бессуффиксальный)

✔️ постфикс: от МЫ-ть образовали МЫ-ть-СЯ (постфиксальный)

✔️ приставка + суффикс: от БЕРЕГ- образовали ПРИБРЕЖН-ый (приставочно-суффиксальный)

✔️ приставка + постфикс: от ЧИТА-ть образовали ВЧИТА-ть-СЯ (приставочно-постфиксальный)

✔️ суффикс + постфикс: от УПРЯМ-ый образовали УПРЯМИ-ть-СЯ (суффиксально-постфиксальный)

✔️ приставка + суффикс + постфикс: от ГОВОРИ-ть образовали ПЕРЕГОВАРИВА-ть-СЯ (приставочно-суффиксально-постфиксальный)

Обязательно читайте следующую публикацию (ЧАСТЬ 2), в которой

👉расскажу про некоторые словообразовательные закономерности, которые позволяют моим ученикам буквально за пару секунд определять способ словообразования;
👉расскажу про нюансы образования сложных слов.

Обращаю ваше внимание на то, что ЧАСТЬ 2 уже опубликована. Вы можете прочитать её тут: 👉 ЧАСТЬ 2

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь много работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

Кому не терпится научиться применять данные навыки на практике, может записаться ко мне на бесплатную консультацию, чтобы гарантировать себе отличный результат на ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Хотите сами записаться на занятия или записать своего ребёнка?

ТОГДА ВАМ СЮДА: ✔️@savcenko_russEGE (стучитесь в ТЕЛЕГРАМ, не откладывая на потом, чтобы гарантировать ОТЛИЧНЫЙ результат на любом экзамене).

Подписывайтесь на канал, чтобы узнать как можно больше реально работающих лайфхаков для сдачи любой экзаменационной работы на отлично! Спасибо за лайки! Всё это поддержит канал, который только начинает свой путь!