В медийном пространстве бытует довольно таки распространенное мнение, что дескать советские военачальники совершенно не понимали роль танков в будущих военных конфликтах, танки создавались совершенно не такие, какие на деле нужны были бы в современной войне, а товарищ Сталин всего этого не замечал. И только благодаря выдающимся патриотам-энтузиастам вроде Михаила Ильича Кошкина, создавшего буквально уже перед самой войной оружие победы - танк Т-34, эта удручающая ситуация потом выправилась.
Также сразу отмечу, что во многом это мнение основано на антисоветских трудах господина Суворова-Резуна, которые огромным тиражом в 90-е годы издавались в нашей стране.
Однако давайте разберем реальную ситуацию с отечественным танкостроением, сложившуюся в 30-е годы. В первую очередь стоит отметить, что массовое производство танков стало возможным только благодаря проведенной индустриализации в стране. Которая в свою очередь стала возможной благодаря организации колхозов, которые с одной стороны создавали устойчивый спрос на промышленную продукцию, а с другой стороны давали выход сельхозпродукции в промышленных объемах (производительность труда возросла благодаря механизации), что давало возможность эту самую сельхозпродукцию экспортировать и на вырученные валютные средства закупать необходимое оборудование для индустриализации. Т.е. коммунисты все-таки что-то понимали и промышленные мощности создавали.
Теперь вернемся к танкам. 11 января 1930 года командующий ЛВО Тухачевский (а именно его, напомню, как правило в первую очередь и обвиняют во всех грехах) направляет руководству РККА "Записку о реконструкции РККА". Записку он адресовал своему непосредственному начальнику, Ворошилову. Ворошилов с документом ознакомился и приказал своим подчиненным проанализировать проект командующего ЛВО. Занимался анализом Шапошников, подготовивший следующий документ: "Соображения Штаба РККА по существу доклада комвойсками ЛВО т. Тухачевского". И вот этот вот документ, вместе с ранее упомянутой запиской Ворошилов лично отправил Сталину с собственным комментарием: "Тухачевский хочет быть оригинальным и… “радикальным”. Плохо, что в Красной Армии есть порода людей, которые этот “радикализм” принимают за чистую монету. Очень прошу прочесть оба документа и сказать мне твое мнение".
Реакция Сталина была такова: "Ты знаешь, что я очень уважаю т. Тухачевского, как необычайно способного товарища. Но я не ожидал, что марксист, который не должен отрываться от почвы, может отстаивать такой оторванный от почвы фантастический “план”. “Осуществить” такой “план” – значит наверняка загубить и хозяйство страны, и армию. Это было бы хуже всякой контрреволюции. Отрадно, что Штаб РККА при всей опасности искушения, ясно и определенно отмежевался от “плана” т. Тухачевского". Полностью с ответом Сталина можно ознакомиться здесь, так же там в конце приведен и текст Тухачевского.
Что из этого следует? Сталин был полностью в курсе ситуации и не самоустранялся от процесса реформирования армии. К слишком смелым проектам относился критически.
Что было дальше. 15 января 1931 г. Политбюро ЦК ВКП(б) принимает решение об образовании комиссии ВСНХ и Наркомвоенмора по танкам в составе И.П. Уборевича, И.П. Павлуновского, К.Ф. Мартиновича, И.А. Халепского М.Н. Тухачевского и для предварительного рассмотрения вопроса о развертывании танкостроения на военное время. То есть, вредителя Тухачевского, придумавшего неподъемные, немыслимые и антимарксистские прожекты по танкам все равно направляют в комиссию по танковому производству. А в июне 1931 года Тухачевский становится заместителем по вооружениям наркома по военным и морским делам и заместителем председателя РВС СССР. Как так вышло? А просто Тухачевский решил стоять на своем и лично пообщался с товарищем Сталиным, и передал ему письмо, в котором объяснил, что он имел в виду, сопровождая при этом письмо расчетами. Письмо Сталин прочитал лично, более того, отдельные места этого письма он для себя подчеркнул.
Суть предложений товарища Тухачевского в двух словах заключалась в том, что надо готовить гражданскую промышленность, гражданские заводы, для изготовления простых мобилизационных танков. Которые в отличие от технически сложных танков можно будет производить массово. Это важный момент. Например вместо одного Т-35 можно было произвести сразу два или три БТ-7. Что делать их надо на автомобильных и тракторных агрегатах. Что с учетом слабости советской экономики, только такая политика даст нам массовые танки. Здесь важно отметить, что Тухачевский уже в тот момент просил увеличить число танков в составе армии. В том числе и для того, чтобы массово обучать войска тактике с танками, противотанковой борьбе, а также техническому обслуживанию все тех же танков. Потому, что по мнению товарища Тухачевского за массовыми мобилизационными танками было будущее. Их он предлагал иметь в армии не менее 50 тысяч.
И тут, надо сказать, что не один Тухачевский имел такие взгляды. 5 ноября 1930 г. Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило предложения комиссии Г.К. Орджоникидзе о танкостроении, где были определены типы танков и необходимость развертывания их производства на автомобильных и тракторных заводах. А 30 ноября 1930 г., принимается решение Политбюро ЦК ВКП(б) о численности танковых вооружений. К весне 1932 г. в условиях военного времени надлежало произвести для нужд фронта не менее 4 тыс. танкеток, 13,8 тыс. малых и 2 тыс. средних танков. Цифра, конечно не равна 50 тысячам, как предлагал Тухачевский, но как минимум, сравнима с ней. И это, не проект, а вполне рабочее предложение высшего органа власти страны. Согласованное и утвержденное лично Сталиным.
А что опять таки сам Сталин? Сталин в 1932 году написал товарищу Ворошилову письмо:
"Ныне, спустя два года, когда некоторые неясные вопросы стали для меня более ясными, – писал Сталин, – я должен признать, что моя оценка была слишком резкой, а выводы моего письма – не во всем правильными <…> несомненно, что изменившийся за последние годы характер армий, рост техники военного транспорта и развитие авиации, появление механизированных частей и соответствующая организация армии – создают совершенно новую обстановку, лишающую старые споры о большом количестве дивизий их решающего значения. Нет нужды доказывать, что не количество дивизий, а, прежде всего, их качество, их насыщенность техникой будет играть отныне решающее значение"
Т.е. лидер государства к тому времени прекрасно понимал значение танков в войне будущего.
.
Результатом проекта Тухачевского стали танки на базе автомобильных агрегатов, такие как Т-60, Т-70, самоходка СУ-76.
При этом и сам Т-34 как простой массовый мобилизационный танк делали в большом количестве в том числе и на неспециализированных, до войны, гражданских заводах, которые были подготовлены к подобному заранее, как раз благодаря проекту Тухачевского.
В этом месте мне возможно возразят - все эти Т-60, Т-70 и СУ-76 в войну были бесполезны и ресурсы на их производство были потрачены зря. Но не тут то было. Просто сравните, чем обладал на начало войны наш противник - гитлеровская Германия. По сути единственным средним танком противника был PzKpfw IV.
Создан он был тоже уже перед самой войной (формально серийно он производился с 1937 года, но массово вошел в серию еще позже). Оснащен он был короткоствольной 75мм пушкой, а по всем параметрам проигрывал Т-34. Все остальные танки нацистов были легкими. Когда проектировался Т-60 основными немецкими танками вообще были Pz.Kpfw. I и Pz.Kpfw. II которые ничем его не превосходили.
И, кстати, немцы выпускали Pz.Kpfw. II аж до 1942 года.
При этом СССР одновремнно с легкими производил еще и тяжелый танк Т-35, а позже КВ - аналогов которым у немцев не было вообще. Т.е. производство легких массовых мобилизационных танков никак не мешало производить более сложные и тяжелые машины.
Также замечу, что легкие танки тогда выполняли те же функции, что сейчас выполняют БМП. Они могли брать на броню десант пехоты и прикрывать ее борясь с пехотой противника и подавляя пулеметные гнезда. К тому же, их можно было исплоьзовать и как тягачи. Известно, что даже после выхода из строя орудия или механизма привода башни эту технику порой не направляли на ремонт а оставляли в войсках. И зная то, что уже во время войны эта линейка пополнилась танком Т-80
абсолютно нельзя утверждать, что это была бесполезная техника, ресурсы на производство которой были потрачены впустую.
Именно применение легких танков в войне в Испании и на Халхин-Голе дало бесценный опыт, который и привел к созданию в итоге легендарного Т-34. Хотя танк изначально и предполагался более легким и даже была идея сделать его колесно-гусеничным как и БТ, но в итоге мы получили именно оружие современной воны. Которое когда война уже началась уже производилось и было в войсках.
Таким образом, вообще нельзя категорично утверждать, что советское командование и в частности Тухачевский, были абсолютными бездарями и не понимали сложившейся ситуации. Ну и наконец про фантастическую цифру в 50 тысяч танков. В ходе войны было выпущено 55 тысяч т34, не считая еще нескольких десятков тысяч т26, бт7, т60, т70 и КВ. 50 тысяч танков действительно оказались нужны.
Еще мои статьи на подобные темы:
Путеводитель по каналу: