Найти тему

Две меланхолии: Альбрехт Дюрер и Лукас Кранах Старший

151 прочитал
Альбрехт Дюрер. Автопортрет в 22 года;                 Лукас Кранах Ст. Автопортрет.
Альбрехт Дюрер. Автопортрет в 22 года; Лукас Кранах Ст. Автопортрет.

Слово «меланхолия» образовано от двух греческих корней: melas – «черный» и chole – «желчь». Термин связан с античным учением о жидкостях, на котором вплоть до XVIII века строилось представление о связи между телом человека и его внутренним «я». Здоровье при таком подходе характеризировалось равновесием между кровью, слизью, желтой и черной желчью в организме. Преобладанием последней и объяснялся нрав меланхоликов. «Они медлительны и угрюмы, вялы, без видимой причины пребывают в дурном расположении духа», – писал греческий врач Аретей в I–II веках н.э.

Однако в той же далекой античности это эмоциональное состояние ассоциировали и с интеллектуальным величием: Аристотель приписывал меланхоликам необыкновенную прозорливость, а Платон соотносил ее со священным безумием, вдохновением и страстью. Из этих постулатов в эпоху Ренессанса и возникло понятие «меланхолической одержимости», свойственной творящему гению.

«Меланхолия I»

Поистине бессмертным образ меланхолии стал благодаря титану Северного Возрождения, немецкому художнику и граверу Альбрехту Дюреру. Центральный персонаж его гравюры «Меланхолия I» – крылатый ангел, погруженный в глубокое раздумье, олицетворяющий добродетель мыслителя и творца. Вокруг этой фигуры сосредоточено немало разнообразных «помощников», попавших на печатный оттиск не просто так, ведь наш мастер иносказания творил в то время, когда искусство не знало случайных деталей.

Меланхолия I. Альбрехт Дюрер. 1514 г. © The Trustees of the British Museum
Меланхолия I. Альбрехт Дюрер. 1514 г. © The Trustees of the British Museum

О символическом значении каждого предмета исследователи спорят до сих пор в надежде наиболее полно расшифровать послание художника. Ясно лишь одно: все детали гравюры так или иначе объединены общей логикой.

Так, согласно поверьям того времени, меланхолики рождались под влиянием Сатурна. «Черная желчь, будучи сходной со средоточьем мира, побуждает к исследованию средоточья единичных вещей и возводит к пониманию вещей высочайших, ибо она в наибольшей степени соответствует Сатурну – самой высокой из планет», – так писал в своем трактате «О жизни» Марсилио Фичино – флорентийский неоплатоник XV века. Эта планета считалась покровительницей столяров, плотников, каменотесов да и ремесленников вообще, а также тех, кто занимался различными измерениями. Так что обилие разложенных инструментов, принадлежностей для черчения и геометрических фигур объясняется с точки зрения астрологии. Свернувшаяся у ног Меланхолии собака также ассоциировалась с Сатурном.

Религиозный характер искусства и эсхатологическая напряженность рубежа XV и XVI веков, безусловно, предполагают и наличие христианских мотивов в «Меланхолии I». Здесь есть жернов, перемалывающий мирскую суету; весы, напоминающие об ускользающем людском веке; колокол – набат конца времен, а также весы, которые указывают на неотвратимость Страшного Суда.

Конечно, на этом обилие образов в гравюре не исчерпывается. Магический квадрат из шестнадцати клеток, в котором сумма чисел строк, столбцов или диагоналей (и это далеко не все!) равна 34, – до сих пор не решенная нумерологами загадка. А вот многогранник, в котором ни одна сторона не равна другой, и идеально обтесанный шар помимо «сатурнической» версии имеют и другие толкования. Ровно как и ангелочек-путти, чертящий что-то на грифельной доске, приставленная к стене лестница, ключи и кошелек на поясе центральной фигуры, радуга с кометой в небе над морским пейзажем и летучая мышь с названием работы.

Черная меланхолия в цвете

Есть и другие аллегорические работы XVI века, посвященные меланхоличному нраву. К примеру, те что принадлежат кисти Лукаса Кранаха Старшего. Ксилографии Дюрера, не говоря уже о его виртуозных гравюрах на меди, произвели на Кранаха сильнейшее впечатление. Вслед за дюреровской гравюрой 1514 года, Кранах посвящает символам меланхолии несколько живописных полотен, где можно увидеть уже известные нам по работе Дюрера элементы, однако о слепом копировании речи быть не может.

Меланхолия. Лукас Кранах Ст. 1532 г. © Statens Museum for Kunst
Меланхолия. Лукас Кранах Ст. 1532 г. © Statens Museum for Kunst

Пространство картин Кранаха разделено на несколько частей, и каждая из них наполнена живым сюжетом. Крылатая женщина – олицетворение человеческих наклонностей, – заостряя ножом посох, следит за играющими детьми. На заднем плане картины – зловещее видение, появившееся из грозовых туч и напоминающее сатанинский шабаш.

Художник написал несколько версий этого сюжета, и, очевидно, все они символизируют злой рок и тщету человеческих деяний, а сам образ и идея работы все больше трансформировались под воздействием социальных и религиозных перипетий, обрушившихся на Германию в первой половине XVI века.

Меланхолия. Лукас Кранах Ст. 1532 г.  © Musée d’Unterlinden
Меланхолия. Лукас Кранах Ст. 1532 г. © Musée d’Unterlinden

Увидеть своими глазами

Познакомиться с шедеврами графики Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха Старшего можно на ресурсах Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Сотрудниками музея создан сайт «Немецкая гравюра», посвященный графическому искусству Германии XV–XX веков. Ключевой фигурой первых двух частей этого проекта является, конечно, Альбрехт Дюрер. На сайте удобная навигация: можно найти нужную работу не только по имени мастера, но и по технике, сюжету или названию.

Немецкая гравюра : Альбрехт Дюрер и его учителя, ученики и современники : [сайт] / Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. – 2013-2023. – URL: https://www.germanprints.ru/authors/index.php (дата обращения: 10.12.2023).

Узнать больше о творческом пути художников и об их произведениях можно из лекций по истории искусства.

Апресян, А. Альбрехт Дюрер. Открытая дверь : [цикл лекций] / А. Апресян // Медиапортал Государственного Исторического музея. – 2012-2023. – URL: https://mediashm.ru/?tag=312 (дата обращения: 10.12.2023).

Садков, В. Лукас Кранах Старший. Живописец : [видео] / В. Садков // Государственный музей изобразительных исскусств имени А.С. Пушкина : [официальный аккаунт на YouTude]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=TAswq6KXxV4 (дата обращения: 10.12.2023).

Список использованной литературы доступен по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/7Yx5/7tGz7LujR

Лощилова Д.Ю., библиотекарь основного книгохранения