Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

«Девушка и Гранд»: как преуспевшая Золушка разглядела, что принц не такой уж и сказочный

Этот фильм — история многолетней дружбы девушки и прекрасного скакуна, которого она выхаживала и растила. Спустя годы неуклюжий жеребёнок, получивший от девушк громкое имя Гранд, превратился в красавца-коня, истинного однолюба, признающего в качестве седока только свою любимицу. Но в этом и есть проблема:

конь принадлежит конезаводу, ему прочат дорогу в большой спорт и яркие победы. Правда, без хозяйки.

Вот такой сюжет придумал режиссёр Виктор Садовский, сам бывший поклонником конного спорта. В 1982 году он выпустил предпоследний свой фильм в жанре спортивной драмы (хотя в каком-то смысле его можно счесть и картиной о животных, и романтической мелодрамой) с названием «Девушка и Гранд».

Кадр из фильма «Девушка и Гранд»
Кадр из фильма «Девушка и Гранд»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Сценарий Виктору Садовскому помог написать опытный драматург Валентин Ежов. Для Садовского и Ежова это была уже третья совместная работа, так что соавторы понимали друг друга с полуслова. В тандеме с Валентином Ежовым режиссёр снимет и следующий, уже последний фильм «Мой лучший друг — генерал Василий, сын Иосифа» (1991).

Сюжет строится вокруг взаимоотношений юной Марины Кошевой и выпестованного её коня Гранда. Жеребёнок сразу после рождения остался без матери, но Марина буквально сразу в него влюбилась. Девушка, надо сказать, с лошадьми дело имела с детства — её мать была конюхом на конезаводе, так что Марина отлично знала все особенности непростой профессии.

Кадр из фильма. Марина Дюжева в роли Марины Кошевой
Кадр из фильма. Марина Дюжева в роли Марины Кошевой

В повзрослевшем Граде специалисты увидели перспективного скакуна и передали его именитому спортсмену Афанасию Гусарову. Расстроенную Марину уверяют, что конь в надёжных руках: Гусаров — заслуженный мастер спорта и чемпион Европы, так что ему под силу обуздать Гранда. Но только

ни тренер, ни сам Гусаров не знают, что Гранд — животное своенравное и не будет работать ни с кем, кроме Марины.

Не поддался Гранд и настойчивому коллеге девушки, конюху и спортсмену Диме Полунину, влюбленному в Марину. Её это, впрочем, ничуть не расстроило,, ведь она давно симпатизирует Гусарову, но безответно. Чтобы быть рядом с Грандом, Марина сама начинает заниматься конным спортом, но впереди её ждёт много проблем, а как-то наступает день, разбивающий ей сердце: Гранда продают за границу британскому спортсмену. Отмечу любопытный и необычный для меня момент:

аукцион проходит на советском конезаводе, но стартовая цена Гранда — 15 000 долларов (долларов?). Уходит конь уже за 26 000.

Через несколько лет Марина в составе советской делегации оказывается на скачках в Англии и видит своего любимого Гранда. Он со своим английским хозяином тоже участвует в соревновании, но на одном из препятствий спотыкается и сбрасывает седока.

И тогда прелестная советская девушка бросается на трассу, взбирается на коня и побеждает, обойдя даже Гусарова, также принимающего участие в соревнованиях.
Кадр из фильма. Марина Кошевая на Гранде пришла первой (видно на табло)
Кадр из фильма. Марина Кошевая на Гранде пришла первой (видно на табло)

После Гусаров говорит, что наконец-то разглядел в ней трудолюбивую Золушку, так усердно шедшую к победе, но вот сама «Золушка» уже колеблется насчёт кумира: не таким лучезарным принцем он оказался.

«Девушка и Гранд» стал фактически бенефисом для Марины Дюжевой, сыгравшей Марину Кошевую. На момент съёмок Марине было 25 лет, но в её фильмографии были уже десятки работ, зрители её отлично знали. Тут не могу не привести занятный факт: многим Марина Дюжева запомнилась как «вся такая внезапная, противоречивая такая вся» Анна Адамовна из «Покровских ворот» (1982), при том что эта роль была эпизодом на несколько минут. Меж тем, к 1982 году актриса снялась уже в трёх десятках лент.

Кадр из фильм. Аристарх Ливанов и Эрнст Романов
Кадр из фильм. Аристарх Ливанов и Эрнст Романов

Роль Афанасия Гусарова получил Аристарх Ливанов. Он был старше партнёрши, и это заметно, но так и задумывалось:

по сюжету Гусаров — спортсмен уже зрелый и сам про себя говорит, что в большом спорте ему осталось не так уж много времени.

Неудачливого жениха Марины Диму Полунина сыграл Виктор Евграфов, которому тоже славу принесла не главная, а второстепенная роль — злодея профессора Мориарти в саге о Шерлоке Холмсе.

Кадр из фильма. Виктор Евграфов. Профессора Мориарти он сыграл практически в то же время
Кадр из фильма. Виктор Евграфов. Профессора Мориарти он сыграл практически в то же время

В других ролях Нина Ургант (мама Марины), Светлана Петросьянц (подруга), Эрнст Романов (тренер сборной), Олег Жаков (пожилой конюх, опекающий Марину),

Кадр из фильма. Олег Жаков
Кадр из фильма. Олег Жаков

Николай Крюков, Пётр Шелохонов, Николай Скоробогатов, Алексей Кожевников, Николай Лавров в роли англичанина, нового владельца Гранда, после победы Марины на скачках сделавшего ей царский подарок,

Кадр из фильма. Николай Лавров
Кадр из фильма. Николай Лавров

Александр Демьяненко в роли нового директора конезавода, своими рассуждениями о свиньях внёсшего комическую нотку в сюжет.

Кадр из фильма. Александр Демьяненко
Кадр из фильма. Александр Демьяненко

Как обычно, появился в кадре постоянный актёр Виктора Садовского — спортивный комментатор Николай Озеров в роли самого себя.

Кадр из фильма. Николай Озеров
Кадр из фильма. Николай Озеров

А в совсем крошечном эпизоде в финале в роли иностранного журналиста мелькнул начинающий актёр Юрий Стоянов, к которому известность лишь через годы принесёт телевидение.

Кадр из фильма. В центре — Юрий Стоянов
Кадр из фильма. В центре — Юрий Стоянов

Снимали ленту в разных городах, причём группе пришлось перемещаться на тысячи километров: часть кадром сняли под Ленинградом, другие эпизоды делали в Пятигорске, местами опознаётся московский конный клуб в Битце.

Ну а коня Гранда сыграл, пусть и с несколькими дублёрами, воспитанник ростовского Кировского конезавода конь Отпор. Отработав на площадке, Отпор отправился на реальные соревнования, где не раз брал призы.

Лента «Девушка и Гранд» в прокат вышла в середине 1982 года. В целом приём её казали тёплый, хотя критики отмечали некоторую предсказуемость сюжетных поворотов, очередное явление экспрессивного Николая Озерова в уже слегка набившем оскомину образе, доходящую до сказочности череду совпадений и нарочитый финал, где Гусаров вдруг осознал, какая замечательная девушка в него влюблена. Несмотря на эти замечания, картину можно считать удавшейся. И потому, что тема (конный спорт) выбрана небанальная, и потому, что Марине Дюжевой удалось показать по-настоящему трепетное отношение к коню, которого она воспринимает не как животное, а как человека, друга, партнёра. А ещё лента довольно динамичная, смотрится легко и скучать не принуждает.

А как вам «Девушка и Гранд»? У вас есть опыт общения с лошадьми?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-11

В новых выпусках:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: