Режиссёр Игорь Масленников прославился как создатель советского сериала про Шерлока Холмса. А вот буквально за год до выхода первой части этой действительно великолепной истории Масленников выпустил историческую картину с заметным налётом художественного вымысла, эдакое лёгкое подражание Александру Дюма. Это был фильм «Ярославна, королева Франции» (1978), откуда после многие актёры перешли в эпопею про английского сыщика.
Игорь Масленников по образованию был филологом, а в кино карьеру начал в качестве художника. Как режиссёр он дебютировал в конце шестидесятых, а спустя десять лет задался вопросом:
почему в советском кино появляются фильмы о знаменитых героях Средневековья европейского происхождения, но так мало героев из тех же времён, но русских?
Тогда зрители уже познакомились, например, со «Стрелами Робин Гуда» (1975) и «Легендой о Тиле» (1978), но отечественных средневековых персонажей почему-то в кино не было. Масленников решил пробел заполнить. Для этого по роману Антонина Ладинского «Анна Ярославна — королева Франции» драматург Владимир Валуцкий написал сценарий. Тут стоит отметить, что
роман был по-настоящему историческим (сам Ладинский уверял, что в его произведении нет ни одного вымышленного персонажа). Валуцкий же подошёл к его переработке творчески, взяв только основную сюжетную линию
и введя дополнительных героев, уже придуманных, но разбавлявших сюжет и придававших действию кинематографичности.
В 1977 году на киностудии «Ленфильм» стартовали съёмки. Главная женская роль досталась Елене Кореневой. 25-летняя актриса была уже довольно опытной и знаменитой: вышедшая в 1974 году мелодрама Андрея Кончаловского «Романс о влюблённых» принесла ей всесоюзное обожание зрителей. У Масленникова Елена едва ли не впервые сыграла серьёзную ответственную историческую роль Анны Ярославны, дочери Ярослава Мудрого, которая отправляется во Францию к жениху, королю Генриху Первому. Кстати, известно, что на Руси после принятия христианства широко была распространена грамотность, в том числе среди женщин. Так вот
Анна писала и читала, а её супруг, европейский монарх, вместо подписи ставил крестик. И это доказанный исторический факт.
Ярослава Мудрого сыграл титулованный ленинградский актёр Кирилл Лавров, а митрополита Киевского, как ни удивительно, Армен Джигарханян. В образах французских послов, прибывших в Киев, чтобы доставить будущую королеву в Париж, снялись Сергей Мартинсон, Василий Ливанов (он же будущий блистательный сыщик Холмс) и Владимир Изотов. Примкнул к вассалам короля русский юноша в исполнении Николая Караченцова. Кстати, Николай Караченцов и Владимир Изотов несколько лет назад встречались на съёмочной площадке фильма «Старший сын» (1975). Там же снялся и Михаил Боярский, который спел песни за Василия Ливанова в «Ярославне, королеве Франции».
Помогали советским киношникам воссоздавать атмосферу Средневековья коллеги из Польши. В кадре появились польские исполнители, в том числе легенда польского кино Веслав Голас, который только вчера ушёл из жизни в возрасте 90 лет.
Одну из первых ролей сыграл в ленте Виктор Евграфов.
Виктор был не просто актёром, но и каскадёром, но запомнился он всем как хитроумный злокозненный профессор Мориарти их сериалы про Холмса.
Игорь Масленников познакомился с ним как раз на съёмках «Ярославны, королевы Франции» и решил непременно пригласит его в следующий фильм. Так и случилось, и это сотрудничество стало творческой удачей для обоих.
Значительную часть эпизодов в Киевской Руси сняли на киностудии «Ленфильм», где выстроили массивные декорации. Участникам съёмок пришлось освоить верховую езду и много общаться с лошадьми, что не для всех оказалось делом простым. Тем не менее группа справилась, и картину завершили в начале 1978 года.
«Ярославна, королева Франции», по определению самого Игоря Масленникова, была своего рода экспериментом.
С одной стороны, это был фильм по мотивам реальных событий, с другой — в нём было много вымысла.
Авторы нашли промежуточный путь: разбавили компанию реальных исторических персонажей литературными героями, воссоздали условный средневековый антураж, но осовременили речь, показав XI век глазами людей века ХХ. Подход оказался небезынтересным: зрителям картина понравилась. Но, конечно же, эту историю затмили следующий работы Игоря Масленникова, «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» и «Зимняя вишня» (1985).
А вам понравилась русская княжна в исполнении Елены Кореневой?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:
Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста:
«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке: