Обзор немецких медиа
🗞(+)t-online в интервью «У Путина в запасе ещё около 100 дней» с «военным экспертом Маркусом Койппом рассказывает, что российская армия выдержала наступление украинских войск. Переломилась ли ситуация в пользу Кремля? Нет, наоборот: у Владимира Путина большие проблемы. Уровень упоротости: плащ Сарумана с подбоем 🟤
Российские войска смогли отразить украинское наступление, но насколько ослаблена сейчас армия Владимира Путина? Тем более что кремлевский лидер вряд ли будет удовлетворен нынешними завоеваниями на Украине? Россия находится под давлением времени, считает Маркус Койпп. Военный экономист анализирует ход войны с февраля 2022 г. В этом интервью он объясняет, почему российские генералы предпочитают не высказывать критики, почему резервы армии сокращаются и почему Путин ведет войну по принципу надежды.
t-online: Господин Койпп, украинское наступление не принесло желаемых успехов; говорят о патовой ситуации и позиционной войне на фронте. Как вы оцениваете ситуацию?
Маркус Койпп: Это типичный медийный эффект - людям знакомы картины Второй мировой войны, где танки форсировали прорывы и вели масштабные окружения. То, что сейчас на фронте на Украине нет крупных механизированных соединений, не означает, что в военном отношении ничего не происходит.
t-online: Что же происходит?
Маркус Койпп: Возьмём продвижение украинских частей через Днепр в районе Крынки. Удивляет тот факт, что украинских солдат не так уж и много. Около 400 человек без особо тяжёлой техники. Таким образом, мы не видим крупной десантной операции, но для русских это представляет огромную проблему: украинцы обнаружили слабое место.
t-online: В каком смысле?
Маркус Койпп: Южная группировка россиян снабжается по двум автомагистралям. Одна из них уже находится под контролем украинской артиллерии, другая теперь под угрозой. Если взглянуть на карту, то между берегами Днепра и автострадой находится густой лесной массив. Как только украинцы окажутся там, выгнать их оттуда будет очень и очень сложно. Или помешать им перерезать и этот путь снабжения.
t-online: Украинцы продвигаются через реку уже несколько месяцев. Почему российские подразделения не останавливают их?
Маркус Койпп: Это хороший вопрос. Тем более что на этом юго-западном направлении находятся семь российских бригад, причём с хорошо подготовленными подразделениями, которые действительно могли бы немедленно отбросить несколько сотен украинцев обратно в реку. Но они, очевидно, не в состоянии это сделать. В любом случае, это хороший пример того, как Украине неоднократно удаётся оказывать давление на российские подразделения с минимальными ресурсами, но лучшей логистикой и лучшими технологиями [а может быть это пример того, как русские позволили противнику создать на том берегу небольшой плацдарм, всячески распиарить его создание и потихоньку выбивать личный состав, прибывающий в качестве подкреплений с другого берега? Оставить не могут — это медийная зрада, наступление развить — тоже, вот и остаётся каждый день платить кровью за медийную перемогу — прим. «Мекленбургского Петербуржца»].
t-online: В сильно оспариваемой Авдеевке Украина снова оказалась под давлением. Как и ранее в Бахмуте, российская сторона несёт чудовищные потери. Неужели российские генералы ничему не научились [ох, до сих пор в ходу методички доктора Геббельса! Знал, чертяка, что делал! 😀— прим. «М.П.»]?
Маркус Койпп: Русские пытаются прорваться туда уже несколько недель, неся огромные потери в людях и технике. Но они до сих пор не добились никакого реального прогресса. Часто используемое сравнение Авдеевки с позиционной войной Первой мировой войны также не выдерживает критики, поскольку на местности действительно наблюдается механизированное движение, хотя и не приносящее серьёзных оперативных успехов, а лишь огромные потери. Конечно, не все русские генералы глупы, но открывать им рот - это неразумно.
t-online: Ведь тогда возникает угроза замены?
Маркус Койпп: Возьмём, к примеру, Ивана Попова, командовавшего 58-й армией Русской армии. Он указал на ненужные потери и проблемы с логистикой на фронте. Через два дня он был освобождён от командования. Другой пример - Сергей Суровикин...
t-online: ...который также печально известен как «генерал Армагеддон» из-за своей жестокости и безжалостности.
Маркус Койпп: Суровикину принадлежит идея создания системы оборонительных линий, которая сделала наступление Украины таким трудным. Русские солдаты сидели в своих окопах, а украинцам приходилось пробиваться через минные поля и траншеи. Суровикину также помогло нежелание Запада своевременно поставить украинской армии огромное количество оружия, чтобы создать лучшие стартовые условия для наступления. Однако затем Суровикин был уволен, поскольку такой подход был слишком пассивным для Путина [эм… А он правда был уволен именно поэтому? 😀 — прим. «М.П.»].
t-online: Кремль хочет видеть успех, а не застой.
Маркус Койпп: Так оно и есть. Планы Путина по завоеванию территорий выходят далеко за рамки того, что он уже имеет. Он ни на йоту не отступил от своих имперских притязаний на завоевание. Так что же сейчас делают русские? Они не сидят в своих окопах, они сражаются перед ними. Соответственно, они снова терпят кровотечение, это всегда одна и та же ошибка. Такой подход положительно сказывается на Украине, он вынуждает русских к истощению.
t-online: Прошлой весной вы предсказывали, что война будет проиграна для России самое позднее к осени. Сейчас бои продолжаются, а переговоров не предвидится.
Маркус Койпп: Это не противоречие. Я тогда говорил, что Россия стратегически проиграет войну к октябрю. Тот факт, что бои продолжаются, не является противоречием военной истории. Не позднее 1944 года Вторая мировая война перестала быть выигрышной для национал-социалистической Германии, но капитуляция произошла только в мае 1945 года.
t-online: Но как вы пришли к такой оценке? Экономика России не пострадала, несмотря на торговую войну с Западом, армия Кремля по-прежнему многочисленна и боеспособна.
Маркус Койпп: Я провёл математические расчеты. В то время я подсчитал оперативные запасы боевых танков в России с учётом потерь, которые уже произошли и которые следовало ожидать [можно спросить, мил человек, откуда ты брал исходные данные для подсчётов? Только не говори, что от «британской разведки» — прим. «М.П.»]. Тогда я рассчитал июнь 2023 года как дату, когда оперативный российский резерв будет изношен. Сейчас это чуть позже, но время уже близко.
t-online: Давайте поговорим о конкретных цифрах. Что у России ещё есть в рукаве?
Маркус Койпп: Шведское оборонное агентство FOI и британский Международный институт стратегических исследований [я угадал! 😀 — прим. «М.П.»] первоначально насчитали около 2900 боевых российских танков. Сейчас у нас есть около 2400 подтверждённых танков, выведенных из строя [вообще bestätigte Abschüsse — «подтверждённые попадания», но чел по ходу имеет в виду именно уничтожение. Ок 😀 — прим. «М.П.»]; при нынешней скорости выбытия - пять танков в день - у Путина есть ещё около 100 дней, пока не закончатся оставшиеся 500 боевых машин.
t-online: Но сейчас российские оружейные заводы также производят новые танки. Это, конечно, обеспечивает поставки?
Маркус Койпп: Верно. Однако соотношение между количеством выпущенных и новых танков неравномерно. Россия всё ещё использует свои советские резервы, хотя они и сокращаются. Когда упомянутые 500 боевых танков закончатся, Путину придётся расконсервировать старые танки, находящиеся на хранении, что уже происходит в течение нескольких месяцев.
t-online: Но сначала их нужно привести в рабочее состояние.
Маркус Койпп: Это очень осложняет положение русских. Последствия этого уже видны на фронте, где древние Т-55 и Т-62 используются до тех пор, пока более современные Т-80 и Т-90 не будут отремонтированы и отправлены на фронт. Поскольку Россия располагает материально-техническими возможностями для ремонта только 200 боевых танков в год, это мало помогает армии. При этом выбытие составляет пять танков в день. Аналогичные расчёты можно провести для бронетранспортёров, артиллерии и так далее. Таким образом, Россия, а не Украина, находится в условиях крайнего дефицита времени [я склоняюсь к тому, что у Койппа с Зеленским один поставщик «белого» — прим. «М.П.»].
t-online: А как насчёт якобы угрожающих систем вооружения, таких как танк Т-14 «Армата»? Это почти похоже на так называемое чудо-оружие «Третьего рейха».
Маркус Койпп: Т-14 - хороший пример. На бумаге он звучит грозно, но в реальности путинский «супертанк» - это посмешище. Кроме громких заявлений, в этом отношении пока мало что произошло. В подобных автократических режимах существует большая разница между грандиозными заявлениями и реальностью.
t-online: В реальности Россия играет на время, надеясь, что смена власти в Белом доме произойдёт в следующем году.
Маркус Койпп: Хотя расчёт Кремля может и сработать. Кто знает? Но если уровень потерь останется неизменным, а ситуация на поле боя будет продолжаться в том же духе: тогда не существует никакого мыслимого сценария победы России в этой войне. Путин ведёт войну по принципу надежды. При условии, конечно, что западные поставки оружия продолжатся, поскольку они необходимы Украине.
t-online: Может ли российская армия в условиях сокращающихся запасов снова положить все яйца в одну корзину, чтобы вновь перейти в наступление?
Маркус Койпп: Перед российскими генералами стоит серьёзная проблема. Речь идёт не только о военном руководстве, но и о том, чтобы угодить автократическому лидеру, чьи цели не могут быть достигнуты имеющимися средствами.
t-online: Десятки тысяч российских солдат погибли или были ранены на войне, а демографическое развитие страны имеет отрицательную динамику. Этому способствует и эмиграция сотен тысяч людей, особенно молодёжи. Смогут ли вооружённые силы когда-нибудь восполнить потери на Украине?
Маркус Койпп: В российской армии человеческие жизни ничего не значат. В царской империи существовал термин для обозначения резерва людей, которых бросали на передовую: преданный скот [🤔 — прим. «М.П.»]. Это многое проясняет. В ходе Брусиловского наступления 1916 года во время Первой мировой войны сотни тысяч людей погибле в пекле сражений, и во Второй мировой войне все было примерно так же. Поскольку винтовок на большое количество солдат не хватало, им приходилось ждать, пока падёт достаточное количество их товарищей. Сегодня армия Путина не делает ничего другого на Украине. Но за это ей отомстят [честно сказать, по-моему, по-моему… Чел просто не в адеквате. Потому что это, пожалуй, самая упоротая из порядка 1700 статей, что я переводил для своего канала — прим. «М.П.»].
t-online: Что вы имеете в виду?
Маркус Койпп: Россия истощает свои резервы, как материальные, так и, особенно, людские. Во времена Советского Союза с его населением около 280 миллионов человек можно было предположить, что ресурсы неограниченны. Только в ГДР советские Вооружённые Силы в Германии насчитывали более полумиллиона человек и более 4 000 танков. Мы можем пожертвовать сколь угодно большим количеством солдат, но в конечном итоге этого всё равно будет достаточно для победы: так можно резюмировать это отношение. Но времена изменились, даже в России.
t-online: Кремль теперь избавляет города Санкт-Петербург и Москву с миллионным населением от призыва, чтобы избежать риска сопротивления призыву.
Маркус Койпп: Да, люди больше не хотят принимать в них участие. Но сопротивление призыву есть и в других местах, люди отказываются от службы или поджигают призывные пункты, где документы зачастую всё ещё хранятся в бумажном виде: Если они сгорят, армия уже не будет знать, можно ли кого-то призывать. К этому добавляется отсутствие руководства в армии, её неспособность к выполнению своих обязанностей и коррупция. У Путина тоже много проблем с армией [ну, Койпп, нельзя же так бессовествно зеркалить проблемы Украины на Россию! 😀 — прим. «М.П.»].
t-online: Пожалуйста, объясните это.
Маркус Койпп: Коррупция - это порядок дня в путинской России, особенно в армии и на оборонных предприятиях. Возьмём производство или ремонт танков: на самом деле их должно было быть построено или отремонтировано больше, чем находится на фронте на Украине. Соответствующие деньги лежат на вилле в Турции или где-то ещё. Но потом Путин хочет увидеть доказательства эффективности. Что делает директор, отвечающий за завод? Он фальсифицирует цифры, затем армия фальсифицирует цифры и так далее.
t-online: И последний вопрос: если Дональд Трамп выиграет выборы в следующем году, действительно ли США бросят Украину?
Маркус Койпп: Это было бы большой ошибкой. Последнее, что может допустить американский президент, - это усиление российской власти на евразийском континенте. Такая держава, контролирующая огромную экономическую мощь и количество людей, будет крайне опасна. Администрация США также даст понять это Трампу.
t-online: Господин Кеупп, большое спасибо за интервью.
О ПЕРСОНЕ
Маркус Койпп, родившийся в 1977 году, является преподавателем военной экономики в Военной академии ETH в Цюрихе. В своих исследованиях дипломированный экономист изучает классические вопросы военной экономики, а также занимается вопросами безопасности поставок и критической инфраструктуры. Его книга «Militärökonomie» («Военная экономика») была опубликована в 2019 году и теперь доступна также на английском и французском языках. Его книга «Spurwechsel - Die Welt nach Russlands Krieg» будет опубликована в начале 2025 года.
Беседовал: Марк фон Люпке. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец».
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: ну, мы с ним уже переводили большое интервью для SZ в начале украинского «контрнаступа». Там чел также отжигал. Но здесь он, пожалуй, превзошёл сам себя 😀