Масштабная экспозиция «″Салоны″ Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века», развернувшаяся в Николаевском зале Зимнего дворца (зал №191), погружает зрителя в атмосферу парижских Салонов XVIII столетия – периодических публичных выставок, инициированных французской Королевской академией живописи и скульптуры ещё в 1667 году при Людовике XIV.
Перед зрителем предстаёт панорама французского искусства XVIII века – от зарождавшегося стиля рококо до неоклассицизма конца столетия, помогающая по-новому взглянуть на эпоху Просвещения в целом.
«Будь благословенна память того, кто, основав эту публичную выставку живописи предоставил всем сословиям и, главное, людям тонкого вкуса полезное занятие и славный досуг, предотвратил, возможно, на целое столетие упадок живописи и помог народу стать более сведущим и искушенным в живописи! Расцвету всех искусств способствует гений одного человека, а развитый вкус народа совершенствует мастерство всех художников», – писал Дидро в одном из своих критических обзоров.
Среди картин и рисунков, можно увидеть работы таких признанных звёзд парижских Салонов, как Франсуа Буше, Жан Оноре Фрагонар, Жан-Батист Грёз, Карл Ванлоо, Клод Жозеф Верне, Юбер Робер, Жан-Батист Симеон Шарден, Никола Ланкре и Жак Луи Давид; скульпторов Жан Антуана Гудона, Этьена Мориса Фальконе и его ученицы Мари-Анн Колло (создавшей мраморный портрет Дени Дидро).
Все представленные на выставке произведения, некогда собственноручно были отобраны своими создателями – художниками, скульпторами и рисовальщиками, медальерами – для показа на Салонах, как наиболее заслуживающие этой чести. Многие предметы происходят из знаменитых собраний Екатерины II и Павла I, графа А. С. Строганова, И. И. Шувалова и князя Н. Б. Юсупова, светлейшего князя А. А. Безбородко, князей Голицыных и Воронцовых-Дашковых.
С произведениями знаменитых мастеров соседствуют печатные издания и документы, редкие образцы художественной критики XVIII столетия и экземпляры рукописного журнала «Литературная корреспонденция». Именно для этого «дайджеста» актуальных парижских событий Дидро составлял обзоры Салонов. Журнал был рукописным, выходил небольшим тиражом (не более 15–20 экземпляров) и сообщал культурные новости европейским дворам, пристально следившим за первой столицей мира. Среди подписчиков журнала была императрица Екатерина II.
Цитаты из критических комментариев Дидро представлены на выставке в экспликациях и развёрнутых этикетках, демонстрируя связь между текстом и визуальным образом.
«Знаете ли, мой друг, чем необходимо обладать, чтобы описание Салона нравилось и мне и вам? Изощрённым вкусом, сердцем, которое покоряется какому угодно очарованию, душой, способной испытывать всевозможные нескончаемые восторги, разнообразием стиля, соответствующим многоразличию живописных манер. Надо суметь стать величественным или сладострастным вместе с Десэ, простым и правдивым вместе с Шарденом, трогательным – с Грёзом, способным на всевозможные живописные эффекты – с Верне», – отмечал Дени Дидро, описывая Салон 1763 года.
На выставке можно увидеть и сопровождавшие Салоны каталоги-livrets: краткие буклеты, содержащие кроме имён художников информацию о самих произведениях.
Читатели «Литературной корреспонденции» и обзоров Дидро не видели тех произведений, о которых писал знаменитый энциклопедист, да и сопровождавшие Салоны каталоги-livrets не всегда были под рукой у венценосных подписчиков. Как правило, следуя за каталогом Салона, Дидро, прежде всего, давал очень живое описание картин и скульптур. Со свойственной ему скрупулёзностью, он с упоением в мельчайших подробностях описывал детали сюжета, композиции, характера персонажей, их одежд и аксессуаров, окружающего пейзажа.
Дидро серьезно относился к роли критика и корреспондента коронованных особ Европы. Чаще всего он успевал посетить экспозиции Салонов до официального открытия и затем возвращался к ним неоднократно. Одновременно Дидро приступал к заметкам, в которых знакомил своих читателей с Салоном и представленными художниками. Благодаря ему каждая выставка становилась ярким событием в художественной жизни столицы.
Свобода, с которой Дидро рассуждал об искусстве и современных художниках, во многом объясняется тем, что круг читателей журнала был достаточно узок. На протяжении 1760-х годов его рецензии были настолько важным разделом этого журнала, что отрывки из них распространялись среди друзей и зачитывались в престижных парижских литературно-художественных салонах.
Как это часто бывает, обзоры Салонов не были напечатаны при жизни философа. Они смогли увидеть свет постепенно в 1795–1857 годах и лишь в 1875–1877 были собраны воедино в 20-томном собрании сочинений Дидро.
Несмотря на то, что критические обзоры выставок были известны во Франции XVIII века, но именно Дени Дидро стал создателем нового жанра в литературе – художественной критики.
Генеральный спонсор выставки – Банк ВТБ
«″Салоны″ Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века»
Где: зал №191, Главный музейный комплекс
Когда: 8 декабря 2023 года – 17 марта 2024 года