Найти в Дзене
Primavera

Георгий Яковлевич Веклер. Микромозаика.

Техника микромозаики, или римской мозаики, была привезена в Россию итальянскими мастерами. Самый известный российский мастер микромозаики, Георгий Яковлевич (Георг Фердинанд) Веклер родился в 1800 году в Риге. Рано осиротев, он воспитывался в Санкт-Петербурге, а затем в Москве, у дальних родственников, где начал обучаться мастерству у итальянского мозаичиста Доменико Молья (1780—1862).

В 1821 году Веклер представил на выставку в Академию художеств мозаику по картине Сальватора Розы «Блудный сын», которая была приобретена императрицей Елизаветой Алексеевной, женой Александра I. По заказу императора Веклер исполнил мозаики с видами дворцов на Елагином и Каменном островах по литографиям К. Беггрова, за что в 1822 году был принят в Академию художеств со званием мозаичного мастера. В 1834—1837 годах Веклер совершил пенсионерскую поездку в Рим и по возвращении, в 1838 году, был удостоен звания академика за мозаику «Преображение» по картине Рафаэля. Ему также было присвоено звание придворного мозаичного мастера с жалованьем 3000 рублей в год.

Микромозаичное панно с изображением пасторального пейзажа со стадом по картине «Мост в итальянском пейзаже» голландского художника Адама Пинакера (1622–1673), 22х16 см, Георгий Веклер.

-2

Фрагмент панно дает представление о тонкой и кропотливой работе мозаичиста в технике микромозаики, где изображение набирается из отрезков тонких стеклянных нитей – тессеров. По сути, все изображение складывается из торцевой поверхности тессеров размером менее 1х2 мм.

С 1838 г. Веклер преподавал в Академии Художеств, а в 1842 году стал директором отдела мозаик Исаакиевского собора, работая при этом над выполнением некоторых мозаик. В 1849—1852 годах Веклер выполнил мозаики с видами городов для столов Нового Эрмитажа. Самая большая коллекция работ Георгия Яковлевича Веклера принадлежит Государственному Эрмитажу. Есть мозаичные работы Веклера и в частных коллекциях. На портрете мастер изображен с портретной миниатюрой и инструментами для мозаичного набора.

-3

Георгий Яковлевич Веклер (1800-1861)

-4

Плакетка с изображением дома, в котором родился Веклер, 7,1х5 см, Георгий Веклер, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.

-5

Микромозаичная картина с изображением интерьера церкви капуцинов, высота 44,5 см, Георгий Веклер, около 1825 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.

Георгий Веклер создал эту микромозаику для царя Александра I по популярной картине Франсуа Мариуса Гране (1775-1849). Гране выставил оригинальную картину в Парижском салоне в 1819 году и получил настолько высокую оценку, что потратил следующие четыре года на изготовление 16 копий для высокопоставленных особ, каждая из которых немного отличалась в деталях. В числе заказчиков копий картины были Александр I, Георг IV в Англии, Карл IV в Испании, герцогиня де Берри и Людовик XVIII во Франции. Царь Александр I умер в 1825 году до завершения мозаики, но его преемник Николай I был настолько впечатлен конечным результатом, что подарил Веклеру крупную сумму денег и кольцо с бриллиантом. Это самая ранняя из пяти микромозаик Веклера в музее Виктории и Альберта.

-6

Плакетка с изображением двух борзых, 14,6х10 см, Георгий Веклер, 1853 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.

-7

Золотая табакерка с изображением дворца «Коттедж» в Александрийском парке Петергофа, микромозаика Георгия Веклера, длина 7,7 см,, 1843-1849 гг., из коллекции музея Виктории и Альберта.

-8

Плакетка «Пейзаж с коровами», по картине Николаса Питерса Берхема, 14,4х9,6 см, Георгий Веклер, 1822 г., из коллекции Государственного Эрмитажа.

-9

Плакетка «Пейзаж с коровами», 10,4х6,5 см, Георгий Веклер, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.

-10

Плакетка «Портрет Александра I на фоне Бородина», 8,1х5,7 см, Георгий Веклер, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.

-11

Плакетка «Собака с костью», 8,2х5,7 см, Георгий Веклер, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.

-12

Плакетка «Пейзаж с купальщицами», 9,8х7,2 см, Георгий Веклер, 1827 г., из коллекции Государственного Эрмитажа.

-13

Плакетка «Вид на собор св. Петра в Риме», 15,3х11,8 см, Георгий Веклер, 1837 г., из коллекции Государственного Эрмитажа.

-14

Плакетка «Вид на Елагин дворец», 20,1х13,5 см, Георгий Веклер, 1822 г., из коллекции Государственного Эрмитажа.

-15

Плакетка «Вид на Неву, Исаакиевский собор и мост», 10,8х7,7 см, Георгий Веклер, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.

-16

Плакетка «Бульдог», 13,2х9,5 см, Георгий Веклер, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.

-17

Плакетка «Вид Гатчинского дворца», 7,9х5,3 см, Георгий Веклер, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.

-18

Плакетка «Петух», 8,7х7,1 см, Георгий Веклер, 1829 г., из коллекции Государственного Эрмитажа.

-19

Чернолаковая табакерка с круглой пейзажной мозаикой работы Георгия Веклера, 2,3х11х8,5 см, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.

-20

Плакетка «Водопад», 6,4х3,9 см, Георгий Веклер, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.

-21

Плакетка «Русская овчарка», 8,3х5,6 см, Георгий Веклер, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.

-22

Плакетка «Пейзаж в Риме», 4,7х3,8 см, Георгий Веклер, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.

-23

Плакетка «Пудель на берегу Финского залива», 20,1х16,4 см, Георгий Веклер, 1847 г., из коллекции Государственного Эрмитажа.

-24

Плакетка с изображением Триумфальных ворот, 4,4х3 см, Георгий Веклер, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.

-25

Плакетка «Пейзаж с домом и мостом», 5,8х4,2 см, Георгий Веклер, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.

-26

Плакетка «Собака и амур с завязанными глазами», 4,7х3,8 см, Георгий Веклер, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.

-27

Пресс-папье из белой смальты, украшенное микромозаичным панно работы Георгия Веклера 1,9х14,4х8,3 см, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.

-28

Пресс-папье из черного мрамора, украшенное микромозаичным панно «Танцующие крестьяне» работы Георгия Веклера 1,9х14,4х8,3 см, около 1830 г., из коллекции Государственного Эрмитажа.

Техника микромозаики