Техника микромозаики, или римской мозаики, была привезена в Россию итальянскими мастерами. Самый известный российский мастер микромозаики, Георгий Яковлевич (Георг Фердинанд) Веклер родился в 1800 году в Риге. Рано осиротев, он воспитывался в Санкт-Петербурге, а затем в Москве, у дальних родственников, где начал обучаться мастерству у итальянского мозаичиста Доменико Молья (1780—1862).
В 1821 году Веклер представил на выставку в Академию художеств мозаику по картине Сальватора Розы «Блудный сын», которая была приобретена императрицей Елизаветой Алексеевной, женой Александра I. По заказу императора Веклер исполнил мозаики с видами дворцов на Елагином и Каменном островах по литографиям К. Беггрова, за что в 1822 году был принят в Академию художеств со званием мозаичного мастера. В 1834—1837 годах Веклер совершил пенсионерскую поездку в Рим и по возвращении, в 1838 году, был удостоен звания академика за мозаику «Преображение» по картине Рафаэля. Ему также было присвоено звание придворного мозаичного мастера с жалованьем 3000 рублей в год.
Микромозаичное панно с изображением пасторального пейзажа со стадом по картине «Мост в итальянском пейзаже» голландского художника Адама Пинакера (1622–1673), 22х16 см, Георгий Веклер.
Фрагмент панно дает представление о тонкой и кропотливой работе мозаичиста в технике микромозаики, где изображение набирается из отрезков тонких стеклянных нитей – тессеров. По сути, все изображение складывается из торцевой поверхности тессеров размером менее 1х2 мм.
С 1838 г. Веклер преподавал в Академии Художеств, а в 1842 году стал директором отдела мозаик Исаакиевского собора, работая при этом над выполнением некоторых мозаик. В 1849—1852 годах Веклер выполнил мозаики с видами городов для столов Нового Эрмитажа. Самая большая коллекция работ Георгия Яковлевича Веклера принадлежит Государственному Эрмитажу. Есть мозаичные работы Веклера и в частных коллекциях. На портрете мастер изображен с портретной миниатюрой и инструментами для мозаичного набора.
Георгий Яковлевич Веклер (1800-1861)
Плакетка с изображением дома, в котором родился Веклер, 7,1х5 см, Георгий Веклер, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.
Микромозаичная картина с изображением интерьера церкви капуцинов, высота 44,5 см, Георгий Веклер, около 1825 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Георгий Веклер создал эту микромозаику для царя Александра I по популярной картине Франсуа Мариуса Гране (1775-1849). Гране выставил оригинальную картину в Парижском салоне в 1819 году и получил настолько высокую оценку, что потратил следующие четыре года на изготовление 16 копий для высокопоставленных особ, каждая из которых немного отличалась в деталях. В числе заказчиков копий картины были Александр I, Георг IV в Англии, Карл IV в Испании, герцогиня де Берри и Людовик XVIII во Франции. Царь Александр I умер в 1825 году до завершения мозаики, но его преемник Николай I был настолько впечатлен конечным результатом, что подарил Веклеру крупную сумму денег и кольцо с бриллиантом. Это самая ранняя из пяти микромозаик Веклера в музее Виктории и Альберта.
Плакетка с изображением двух борзых, 14,6х10 см, Георгий Веклер, 1853 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Золотая табакерка с изображением дворца «Коттедж» в Александрийском парке Петергофа, микромозаика Георгия Веклера, длина 7,7 см,, 1843-1849 гг., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Плакетка «Пейзаж с коровами», по картине Николаса Питерса Берхема, 14,4х9,6 см, Георгий Веклер, 1822 г., из коллекции Государственного Эрмитажа.
Плакетка «Пейзаж с коровами», 10,4х6,5 см, Георгий Веклер, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.
Плакетка «Портрет Александра I на фоне Бородина», 8,1х5,7 см, Георгий Веклер, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.
Плакетка «Собака с костью», 8,2х5,7 см, Георгий Веклер, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.
Плакетка «Пейзаж с купальщицами», 9,8х7,2 см, Георгий Веклер, 1827 г., из коллекции Государственного Эрмитажа.
Плакетка «Вид на собор св. Петра в Риме», 15,3х11,8 см, Георгий Веклер, 1837 г., из коллекции Государственного Эрмитажа.
Плакетка «Вид на Елагин дворец», 20,1х13,5 см, Георгий Веклер, 1822 г., из коллекции Государственного Эрмитажа.
Плакетка «Вид на Неву, Исаакиевский собор и мост», 10,8х7,7 см, Георгий Веклер, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.
Плакетка «Бульдог», 13,2х9,5 см, Георгий Веклер, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.
Плакетка «Вид Гатчинского дворца», 7,9х5,3 см, Георгий Веклер, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.
Плакетка «Петух», 8,7х7,1 см, Георгий Веклер, 1829 г., из коллекции Государственного Эрмитажа.
Чернолаковая табакерка с круглой пейзажной мозаикой работы Георгия Веклера, 2,3х11х8,5 см, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.
Плакетка «Водопад», 6,4х3,9 см, Георгий Веклер, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.
Плакетка «Русская овчарка», 8,3х5,6 см, Георгий Веклер, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.
Плакетка «Пейзаж в Риме», 4,7х3,8 см, Георгий Веклер, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.
Плакетка «Пудель на берегу Финского залива», 20,1х16,4 см, Георгий Веклер, 1847 г., из коллекции Государственного Эрмитажа.
Плакетка с изображением Триумфальных ворот, 4,4х3 см, Георгий Веклер, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.
Плакетка «Пейзаж с домом и мостом», 5,8х4,2 см, Георгий Веклер, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.
Плакетка «Собака и амур с завязанными глазами», 4,7х3,8 см, Георгий Веклер, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.
Пресс-папье из белой смальты, украшенное микромозаичным панно работы Георгия Веклера 1,9х14,4х8,3 см, вторая четверть XIX века, из коллекции Государственного Эрмитажа.
Пресс-папье из черного мрамора, украшенное микромозаичным панно «Танцующие крестьяне» работы Георгия Веклера 1,9х14,4х8,3 см, около 1830 г., из коллекции Государственного Эрмитажа.
Техника микромозаики