В этой статье я дам несколько действенных практических рекомендаций, которые помогут научить ребёнка писать изложения.
Вы можете потренироваться с ним дома на текстах по его возрасту, чтобы в школе эта практика давалась ему проще.
Почему изложения писать сложно?
Отчасти трудности возникают из-за того, что ребёнка не достаточно хорошо учат писать изложения. Многие дети не понимают, что им делать сначала, потом и в конце. А к этому ещё добавляется стресс, и результат оставляет желать лучшего.
Но в большей степени виноваты пробелы ребёнка в развитии мозга, а именно:
– плохая память;
– низкая концентрация внимания;
– медленное взаимодействие левого и правого полушарий;
– сложности с восприятием информации на слух.
Если ребёнок не знает, как писать изложения, в чём-то затрудняется, но при этом у него прекрасная память, он сосредоточен, то скорее всего после 1-2 попыток у него будет неплохо получаться. А вот если есть сложности, то и при понимании, что и как делать, будет очень трудно разобраться.
Поэтому обязательно устраните проблемы ребёнка, помогите ему и это отразится благоприятно на всех предметах.
Вы можете обратиться за помощью в нашу онлайн-школу. Приходите на бесплатную консультацию, на которой тренеры проведут диагностику и, увидев, какие есть трудности, подберут обучение.
✍️ Записаться на консультацию
Как писать изложение?
Есть несколько этапов, каждый из которых важен.
Подготовка
До того как сам процесс прослушивания и написания изложения начался, необходимо подготовить двойной листок, лист А4 или черновик, если он есть.
Черновик нужно поделить на две части.
Первое прослушивание
В первое прослушивание (запомните, это важно) не нужно стараться записать за учителем. Лучше прослушать как можно больше, понять смысл, объём текста и так далее.
Ребёнок в любом случае не успеет записать всё. Но большинство детей судорожно пытаются это сделать. В итоге пока они держат в голове предложение, которое услышали, учитель может дочитать абзац до конца. Получится, что и не успел ничего и прослушал.
А дальше паника, и результат, скорее всего, будет плачевным.
В первое прослушивание ребёнок может записывать лишь по несколько ключевых слов в левой части черновика.
Например, предложение: У нас была ферма, на которой жили утки, гуси, свиньи, и каждое утро я просыпался, чтобы покормить животных.
Если ребёнок попытается, записать всё, то неизбежно пропустит всё остальное.
Поэтому в левой части черновика он записывает лишь ключевые моменты. Какие? Например: была ферма. Допустим, кто именно он не запомнил, значит, пропускает немного места и записывает другие ключевые фразы: просыпался покормить.
Затем он пропускает ещё место и точно также по ключевым словам записывает следующее предложение.
Между прослушиваниями
Момент между прослушивания очень важен.
Не нужно сидеть и отдыхать.
Это время, чтобы:
– В левой части дописать другие ключевые фразы. Так как конспектирование происходит очень быстро, большая часть слов в предложении опускается, и есть вероятность их забыть. Поэтому самое время дописать, что просыпался я утром, а животные были утки, гуси, свиньи. Это, конечно, если ребёнок помнит.
– В правой части черновика написать те предложения, в которых ребёнок уверен. К примеру если он достаточно хорошо помнит всё предложение, то он сразу его и записывает. В правой части черновика мы пишем предложения целиком.
– Обратить внимание на те предложения, которые ребёнок вообще пропустил или плохо запомнил. Допустим, ребёнок видит, что записал слово “сёстры”. Что делали сёстры? О чём была речь? Ребёнок не запомнил. Значит, во второе прослушивание важно это предложение услышать внимательнее.
Второе прослушивание
Во второе прослушивание ребёнок работает над тем, что понял между прослушиваниями. То есть, дописывает ключевые слова. Например, у него записано: кататься на серой лошадке. И он, прослушав, дописывает: нравилось кататься на серой лошадке. Если он готов, то может записывать сразу всё предложение в правую часть черновика.
Как тренироваться дома?
Берите тексты и пробуйте с ребёнком писать изложения. Обучите его той инструкции, что я дала Вам выше. Но для начала научите ребёнка слушать.
Читайте текст и просите ребёнка пересказать основную идею. Если сложно, то читайте по абзацам, по предложениям.
У ребёнка должен быть хорошо развит навык осознанности чтения, чтобы писать изложения на ура. Таким образом, если ребёнок читает и не понимает, что он читает, велика вероятность, что и на слух будет также (но не всегда).
____________
Также ждём Вас на наших диагностических консультациях с ребятишками. Тренеры нашей онлайн-школы смогут выявить сложности и подобрать подходящее обучение.
✍️ Записаться на консультацию
Статьи, которые могут быть полезны:
Реклама. ИП Малугина Д.Н. ИНН: 422102078500 erid: 2Vtzqw2cBT8