Найти в Дзене

Зима — любимое время года Клода Моне?

Начинаю серию постов про снежные пейзажи Клода Моне. Формат экспериментальный — последовательно выйдет несколько небольших текстов, поэтому буду рада поддержке лайками, а также вашим комментариям.

"Я рисовал сегодня часть дня, когда непрерывно шел снег: вы бы рассмеялись, увидев меня совершенно белым, а мою бороду — покрытую сосульками"

— писал Клод Моне в письме 1895 года своему парижскому другу.

Клод Моне. Норвегия. Деревня Сандвикен в снегу. 1895 г.
Клод Моне. Норвегия. Деревня Сандвикен в снегу. 1895 г.


Моне написал это письмо в Норвегии, в самый разгар зимы, куда он отправился с явным намерением написать суровые, но светлые пейзажи Бьорнегарда и Сандвики. Эта поездка стала кульминацией увлечения Моне, длившегося несколько десятилетий. Художник-импрессионист был приверженцем плэнерной живописи, с удовольствием запечатлевая морозные пейзажи наяву. За свою жизнь он написал более 140 зимних сцен — ледяных видений, в которых он экспериментировал со светящейся бледной цветовой палитрой и создавал преображающие эффекты меняющегося света на фоне снега, тумана, ветра и другой зимней погоды.

Клод Моне. Тележка на заснеженной дороге в Онфлере. 1865 г.
Клод Моне. Тележка на заснеженной дороге в Онфлере. 1865 г.

Его первый снежный пейзаж, "Тележка на заснеженной дороге в Онфлере", был написан в 1865-1867 годах. В 1868 году покровитель Моне Луи Жоаким Годиберт снял для художника — вместе с его подругой Камиллой Донсье и их младенцем сыном — дом в сельской местности близ Этрета (Франция), где Моне стал культивировать свою страсть к запечатлению тонких изменений в окружающих его заснеженных пейзажах.

Клод Моне. Сорока. 1868-1869 гг.
Клод Моне. Сорока. 1868-1869 гг.


Самый большой зимний пейзаж Моне — "Сорока", был написан в этой же местности зимой 1868-1869 годов. Прямоугольная композиция изображает сельский пейзаж, покрытый снегом. Каменная стена проходит через середину, разделяя горизонт на передний и задний планы. Людей не видно, а пейзаж кажется притихшим в недавно выпавшем снегу. Свидетель этой сцены — черная сорока, сидящая на шатких деревянных воротах с левой стороны. Среди ледяной тишины можно представить себе птичью песню сороки, разносящуюся по лесу. Сегодня "Сорока" находится в коллекции Музея д'Орсэ в Париже, и входит в число самых популярных картин музея.

В следующих постах я расскажу про несколько деталей “Сороки”, которые привлекли мое внимание. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой

Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал
«(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤️

Больше интересных материалов - в нашем телеграме