Найти тему

Первый, красивый, уникальный

Оглавление

Рассказываем о самом красивом вокзале России

На Витебский вокзал приезжают не только пассажиры и встречающие их друзья. Порой сюда едут просто для того, чтобы полюбоваться на прекрасную архитектуру русского модерна. На вокзале проводят экскурсии для жителей Санкт-Петербурга и других городов России.

Начало

Витебский вокзал — первый в нашей стране. Деревянное здание на Загородном проспекте построили в 1837 году. Его несколько раз перестраивали, а в 1904 году появился тот самый вокзал, который дошёл до наших дней практически в неизменном виде.

В память о самом начале истории российских железных дорог на втором этаже установлен монумент австрийскому инженеру Францу Герстнеру, а на парадной лестнице — бюст одного из пассажиров первого российского поезда — императора Николая I.

-2

Новая жизнь

Здание 1904 года построено в стиле модерн по проекту архитектора Станислава Бржозовского. Каждую его деталь интересно рассматривать. Здесь много декора в виде цветов и других растений: им украшена и плитка на полу, и центральный витраж, и люстры, и лепнина.

Зал ожидания для пассажиров первого и второго классов — настоящая картинная галерея. Вдоль его стен размещены полотна художника Николая Самокиша, написанные специально для здания вокзала и посвящённые железной дороге. В наши дни в зале, благодаря его великолепной акустике, часто проводят концерты и лекции.

-3

Новаторские решения

Ещё один интересный зал — световой, где архитектор экспериментировал с декором и использовал в качестве украшений металлические конструкции, похожие на те, что применяли в создании Эйфелевой башни. И это не единственное новшество.

Витебский вокзал стал первым электрифицированным зданием в Санкт-Петербурге. Кроме того, здесь были лифты — настоящее чудо техники для того времени, а поезда доставляли пассажиров сразу на второй этаж вокзала.

-4

Всё до мелочей

Продумано было всё — от великолепного ресторана, где собиралась творческая интеллигенция города, до туалетов: двери женской уборной первого класса значительно выше тех, что ведут в мужской. Так создатели вокзала позаботились о дамских высоких причёсках и головных уборах.

Через все преграды

Витебский вокзал прошёл через многое: революцию, Гражданскую войну, блокаду Ленинграда… Это сокровище сумели спрятать от врага во время войны, замаскировав под заброшенное здание. Благодаря этому мы и сегодня можем пройтись по старинной напольной плитке, посмотреть на уцелевшие витражи, рассмотреть картины и украшения, которым уже почти 120 лет.

Вокзал продолжает свою работу. Сегодня он принимает пассажиров, спешащих в Царское село или куда-то дальше: в Москву, Смоленск, Ростов-на-Дону, Минск, Брест, Сухум…

-5