Найти в Дзене
Кризисный психолог

Травма. Копать или не копать?

#переходные периоды

Важное правило, когда вы попадаете в травмы - прекратить копать.

Сейчас очень популярно в социальных сетях такая история. Гуляют приглашения: "Приходите, мы проработаем ваши травмы, снимем блоки, освободим вас от травм".

Это выглядит так, как будто вас приглашают прийти и перекрасить волосы или подстричь их. Типа все просто.

Но ведь при работе с психологическими травмами не все так однозначно. И первое правило, которое есть у нас в работе, у психологов, - то, что мы не копаем травмы. Мы можем работать с травмами, если человек в них буквально рухнул. То есть, когда что-то в его жизни произошло, и это напрямую связано с травматическим его опытом, и он попал в ловушку травмы, и он внутри нее, и он опять находится в искажениях.

Мы попробуем показать вам, какие три части бывают в травме, то, как расщепляет травма наше ядро личности. И тогда мы превращаемся в ходячие осколки личности. У нас этих осколков может быть много, в зависимости от того, сколько травм мы в своей жизни поймали.

Так вот, если бы мы говорили, что у нас в жизни была бы только одна травма, то здоровая психика в момент травматизации делится на три части.

  • Здоровая часть
  • Выжившая часть
  • Травмированная часть.

Травмированная часть хранит всю ту огромную глыбу боли, которую нужно перерабатывать через соприкосновение со сложными чувствами, которые есть в этих травмах.

Выжившая часть всегда несет в себе искажения. Она ищет оправдания, почему именно так с ним поступили, почему с ним так случилось. И выжившая часть должна найти эти искажения. Иначе психике не сдержать эту глыбу боли

Приведем пример искажений. Если ребенка систематически бьют, то выжившая часть будет оговорить: “Это, наверное, потому что я неидеально делал уроки, потому что я не очень послушный. И поэтому меня бьют. А на самом деле меня любят”. Так говорит эта выжившая часть.

У здоровой части есть понимание того, что в жизни есть много разного. Необязательно только плохого, травмирующего. Но выжившая часть закрывает как здоровую часть, так и травмированную.

И получается, что человек в целом живет в искажениях. У него "очки выжившего в травме". И он может смотреть на жизнь только через искажения. И если он видит людей, которые ему говорят, что их в жизни никогда не били, то это искажение говорит, что они врут. Это неправда. Всех бьют. Иначе как принять то, что били меня? Если в его жизни случилось так, что его не били, того человека, тогда почему били меня? И искажения никогда не дают поверить в то, что у другого человека может быть гораздо лучше.

-2

Так вот, когда мы соприкасаемся с травмой, наша психика включает все резервы. Она выставляет любые препятствия. Она включает все возможные психологические защиты. Делает все, чтобы мы туда не ходили. Потому что у психики нет понимания того, какой у нас есть план, что мы будем делать с тем количеством боли, которая там откроется.

Это похоже на то, когда вулкан начинает извержение, то обычно людей эвакуируют. И есть люди, которые осознанно говорят: “Ой, пойду и посмотрю на вулкан”. И тогда он может сгореть в этом море боли, которая его обожжет. А травма никогда не бывает простой.

Но свои травмы надо знать. И надо знать, где их ловушки. Для чего? Для того, чтобы туда не нырять. Потому что выходить из воронки травмы очень сложно.

Потому что воронка - она на то и воронка, чтобы затягивать.

Для того чтобы работать с травмой, у вас должен быть ресурс. Возможно, вы знаете, может быть, у вас есть травма отверженного. Или травма, когда вас игнорировали. Или, может быть, травма, когда вас унижали или обзывали. Или у вас был буллинг и т.д.

Вам нужно понимать, что травма запечатала внутри вас очень много чувств. Спросите себя, есть ли у вас вообще ресурс на то, чтобы соприкоснуться хотя бы с одним процентом тех чувств, которые ваша психика заблокировала?

Если внутри у вас будет ответ: “Нет,” - пожалуйста, не копайте травмы, это опасно!

Допустим, мы попадаем в ловушку травмы. И первое, что нам нужно сделать, - это вернуться в настоящее, в момент “здесь и сейчас”.

Начать задавать себе вопросы:

  • Сколько вам лет?
  • Какое сегодня число?
  • Чем вы занимаетесь?
  • Какая у вас семья?

И очень важно сказать себе, что то, что сейчас с вами происходит, - не то, что с вами происходило тогда. Это как спасительное заклинание, которое вам позволит удержаться на краю воронки травмы.

А дальше вам нужно отойти. Вам нужно еще и еще раз опираться на факты, которые есть. Очень четко возвращать себя в то, что прямо сейчас - это не то же самое, что было тогда.

Если вам вдруг реально хочется пойти и копать травму, пожалуйста, спросите, есть ли специализация у психолога по работе с травмой. Потому что вы должны понимать, что то, что откроется в кабинете у психолога, оно пойдет с вами обратно домой. Вы час поработали с психологом, а до следующей встречи (если раз в неделю), то в течение следующих 167 часов вы останетесь с этим один на один. Спросите себя по-честному, вы точно хотите с этим хотите быть 167 часов?

167 часов - одну неделю вы проведете наедине со своей травмой. Вокруг вас будут происходить жизненные обстоятельства. Вы будет в семье или вы будете на работе, но в то же самое время с вами постоянно будет находиться вот это вот - призрак вашей травмы. И он будет напоминать вам, что с вами сделали. И он будет напоминать вам об этом все 167 часов.

Хотите ли вы этого или нет?

Мое мнение такое, что пока ваша травма не открылась, ищите, как себя поддерживать, как двигаться, что можно менять, чтобы напоминать себе, что вы сильнее вашей травмы. Но не копать ее

-3

Если уж вы решились копать, найдите такого психолога, у которого будет нормальная лопата для этих раскопок. И помимо лопаты у него будет еще тысячу пятьсот инструментов, которые помогут очень аккуратно действовать с вашей психикой, которая в свое время пережила не одну.

Это важно! Будьте, пожалуйста, к себе бережными!

Потому что это сложный процесс!