Найти тему
Smooth & Quiet

Радикальное искусство испанского художника Эль Греко

Между Поздним Возрождением и зарождающимся движением маньеризма находится искусство греческого художника Доменикоса Теотокопулоса (1541-1614). Художник, более известный как Эль Греко ("Грек") - прозвище, которое он получил во время жизни за границей в Италии и Испании, - обладал индивидуальным стилем. Его работы отличались удлиненными фигурами и экспрессионистскими оттенками, вдохновленными несколькими художественными школами, действовавшими при его жизни, включая поствизантийскую традицию.

Эль Греко, "Мужской портрет" (предположительно автопортрет), ок. 1595-1600гг. (Фото из интернета)
Эль Греко, "Мужской портрет" (предположительно автопортрет), ок. 1595-1600гг. (Фото из интернета)

Хотя его искусство считалось довольно радикальным и неуместным при его жизни, наследие Эль Греко оказало длительное влияние на развитие экспрессионизма и кубизма. В этой статье взглянем на странствующую жизнь художника и на то, как он создал уникальные произведения искусства, которые впечатляли Поля Сезанна и Пабло Пикассо.

РАННИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ

Эль Греко, "Успение Богородицы", ок. 1567г. (Фото из интернета)
Эль Греко, "Успение Богородицы", ок. 1567г. (Фото из интернета)

Эль Греко родился 1 октября 1541 года в богатой семье в Королевстве Кандия (современный Крит), которое было колонией Венецианской республики. О его ранних годах мало что известно, за исключением того, что Эль Греко в юном возрасте начал учиться на иконописца. К 22 годам художник уже был мастером-иконописцем и выполнял заказы в местных православных храмах.

ОБУЧЕНИЕ В ИТАЛИИ

Эль Греко, "Поклонение волхвов", 1568-1569гг. (Фото из интернета)
Эль Греко, "Поклонение волхвов", 1568-1569гг. (Фото из интернета)

Когда Эль Греко было около 26 лет, он покинул Крит, чтобы продолжить свою карьеру в Венеции. Считается, что там молодой художник прошел обучение у почтенного мастера Тициана и изучил венецианский стиль живописи.

В 1570 году Эль Греко переехал в Рим, где искал вдохновения в работах художников-маньеристов, таких как Пармиджанино. В результате Эль Греко добавил в свои произведения элементы маньеризма - удлиненные фигуры и искаженная перспектива.

РАБОТА В ИСПАНИИ

Эль Греко, "Успение Богородицы", 1577–1579гг. (Фото из интернета)
Эль Греко, "Успение Богородицы", 1577–1579гг. (Фото из интернета)

После нескольких лет, проведенных в Риме, Эль Греко переехал в Испанию в 1577 году. Он поселился в религиозном центре Толедо и некоторое время работал над заказами для короля Испании Филиппа II в надежде стать придворным художником. Однако король отверг стилистические картины Эль Греко.

В результате художник сосредоточил свои творческие усилия в Толедо и вскоре заработал респектабельную репутацию. Со временем ему удалось основать успешную мастерскую с помощниками, способную выполнять алтарные поручения для церквей в Толедо и других местах Испании.

СТИЛЬ И НАСЛЕДИЕ

Хотя Эль Греко учился в нескольких художественных школах, он также был полон решимости проложить свой собственный путь. Следовательно, его выразительный, драматический стиль выделяется среди современников своей уникальностью. По этой причине многие историки не решаются отождествить его с какой-либо одной школой.

Основным принципом стиля Эль Греко было превосходство воображения и интуиции над субъективным характером творения. Художник отбросил критерии классицизма, такие как меры и пропорции и считал цвет важнейшим и наиболее неуправляемым элементом живописи, заявляя о первенстве цвета перед формой. Он отбрасывал законы природы и показывал свою приверженность к исключительно длинным и тонким фигурам, а также к удлинённым композициям, демонстрируя эстетические принципы - драматизировать, а не описывать.

Эль Греко, "Вид на Толедо", ок. 1599-1600гг. (Фото из интернета)
Эль Греко, "Вид на Толедо", ок. 1599-1600гг. (Фото из интернета)

Поль Сезанн, "Мост через Марну в Кретее", ок. 1894г. (Фото из интернета)
Поль Сезанн, "Мост через Марну в Кретее", ок. 1894г. (Фото из интернета)

После его смерти в 1614 году популярность искусства Эль Греко снизилась. Пришедшие ему на смену художники эпохи барокко отвергли хаотичный характер его картин. Лишь в 1800-х годах работы Эль Греко были заново открыты Полем Сезанном, который был во многом вдохновлен расплывчатым прошлым Эль Греко.

Кроме того, Пабло Пикассо тщательно изучал искусство Эль Греко во время его Голубого периода и кубистских исследований. Фактически, историки сравнили картину Эль Греко "Снятие пятой печати" со знаменитыми "Авиньонскими девицами" Пикассо, заметив значительное сходство в композиции и форме.

Эль Греко, "Снятие пятой печати", ок. 1608-1614гг. (Фото из интернета)
Эль Греко, "Снятие пятой печати", ок. 1608-1614гг. (Фото из интернета)

Пабло Пикассо, "Авиньонские девицы", 1907г.(Фото из интернета)
Пабло Пикассо, "Авиньонские девицы", 1907г.(Фото из интернета)

Несмотря на то, что Эль Греко не был полностью принят при жизни, он, тем не менее, наложил свой отпечаток на современное искусство. Его свободный, неестественный стиль дал начало экспрессионистским направлениям в искусстве, в том числе группе "Синий всадник".