Найти в Дзене

Learning Kitchen: английский для взрослых. Что делает эффективный преподаватель? Публикация 5.

Оглавление

В этом цикле мы уже обозначали контраст между "традиционным" и "развлекающим" преподавателем английского для взрослых и там же осуждали принцип "кувшина и стакана", отрицая его причастность к процессу обучения как формирования навыков. Более того, уже даже касались разницы между "объясняющим", "вовлекающим" и "задействующим" преподавателем. Остановимся на характеристиках этих трёх типов и дадим чуть более широкое описание происходящих связанных с этими факторами процессов.

Проводник на сложном пути может предопределить успех восхождения.
Проводник на сложном пути может предопределить успех восхождения.

Что значит "Объясняющий" преподаватель английского для взрослых?

Многие преподаватели хорошо разбираются в предмете, однако нуждаются в дополнительном обучении, посвящённом способам и техникам преподавания. Такие специалисты в основном полагаются на "объяснение" или проведение лекций как на способ передачи информации обучающимся. Способ может быть различным: со стилем, энтузиазмом, воображением или без - такие занятия вполне могут быть информативными. Обучающиеся при этом занимаются прослушиванием. конспектированием. Возможно, даже отвечают на вопросы, но отсутствует персональное вовлечение каждого обучающегося. Практический опыт обучающиеся получают после окончания лекции путём выполнения упражнений (коллективно или индивидуально).

"Вовлекающий" учитель английского для взрослых

Такой специалист также обычно хорошо владеет материалом по предмету. Зачастую, такой специалист осведомлён о методологии преподавания, способен выбрать необходимые процедуры и техники обучения длля ознакомления обучающихся с изучаемым предметом. Объяснения могут быть одной из техник, однако не единственной. Такой специалист прилагает множество усилий к поиску и применению различных видов деятельности, управляет аудиторией и происходящим в ней.

"Задействующий" учитель английского

Такой специалист хорошо владеет предметом и методологией. При необходимости - может направлять, консультировать или предоставлять информацию, контролировать аудиторию. Ключевые отличия от предыдущих типов:

  1. способность делегировать часть контроля обучающимся
  2. способность быть незаметным в моменты, когда обучающиеся совершают активную деятельность по формированию навыков - "учатся". А мы уже знаем, что обучение - это двунаправленный процесс, который может осуществлять толко сам обучающийся. ни один преподаватель не сможет научить кого-то, кто сам не предпринимает для этого никаких усилий.

Такой преподаватель всегда знает как думает отдельный обучающийся и вся группа, на короые разбит класс, а затем активно реагирует на изменения в своём плане и применяемых методах, чем обеспечивает эффективную среду решения коммуникативных задач и рабочую атмосферу.

Приведенная категоризация никоим образом не стандартизована и не означает, что тот или иной подход нельзя использовать. Один и тот же преподаватель может выступать в каждой из этих категорий в зависимости от аудитории и целей занятия. Тем не менее, она даёт пищу для ума обучающихся и преподавателей: с каким типом учителя вам нравится учиться больше и каким вы хотели бы стать в будущем (если вы преподаёте).

Если обучающийся постарается восстановить в памяти свой опыт обучения, то применённые методы - чуть ли последнее, что он вспомнит. А что с высокой долей вероятности будет храниться в памяти - это то, как преподаватель превратил информацию в "живые знания" (навыки), как он относился (с уважением или нет, воодушевлял ли, помогал ли на пути познания). Копаясь в собственной памяти, я вспоминаю тех преподавателей, которые меньше всего "преподавали", а больше корректировали в нужный момент, пока я сам совершал ошибки и делал все те действия обучаемого из эмпирического цикла обучения, описанного в публикации 3 текущей подборки Learning Kitchen.

Преподавание - искусство или наука?

Исходя из необходимости использовать множество инструментов, подходящих текущей цели занятия и ситуации в аудитории логично предположить, что занятие преподавателя, способного сформировать практические навыки самостоятельного решения коммуникативных задач должен обладать следующими характеристиками:

  1. Предоставлять достаточное количество информации (не слишком много и не слишком мало) о функционировании языка как системы, как минимум - его грамматической и лексической систем. То есть, у обучающихся должно быть достаточно сведений о закономерностях изменения словоформ в зависимости от грамматической функции. что также влечёт за собой данные о произношении, звуках, ударениях, интонации и принципах объединения отдельных лексических единиц во фразы и предложения для решения коммуникативной задачи. При возникновении вопросов - быть способным ответить на них развёрнуто и с примерами, если это позволяет план занятия или на перемене, если времени на разъяснение сложной концепции одному обучающемуся в данный момент просто нет (интересы класса выше интереса одного участника). При этом быть честным и при невозможности ответить в тот же день - пообещать сделать это в будущем и выполнить обещание.
  2. Обеспечивать доступ к материалам, необходимым для формирования полноценного практического навыка с запланированными критериями мастерства. Обычно, минимальный комплект таких материалов содержится в учебно-методических комплексах, к которым прилагается также и Книга для Учителя. Ориентирование в методических рекомендациях - неотъемлемая характеристика правильного использования любого такого стандартизованного комплекта материалов, который всегда можно расширить дополнительными материалами, используя рекомендации из книги для учителя.
  3. Использовать необходимое для целей занятия оборудование. Например, невозможно обучать произношению без звуковоспроизводящего (как минимум) оборудования. а лучше - лингафонного кабинета или комплекта звукозаписывающего и звуковоспроизводящего оборудования для каждого обучающегося. Также, звуковоспроизводящее оборудование - неотъемлемая часть обучения восприятию на слух, т.к. иначе обучающиеся привыкают только к одному произношению своего преподавателя, а без обобщения навыка с разными людьми и разными голосами - не в состоянии выполнить даже базовые задачи по восприятию на слух (с другими говорящими).
  4. Поддерживать актуальность материалов. С течением времени меняется не только окружающий мир, но и обсуждаемые явления этого мира, не говоря уже о периодической смене критериев оценивания на сертифицирующих экзаменах по английскому языку или профессиональьных - на самом английском. Вводятся новые типы заданий. меняется и сам язык. Поэтому важно поддерживать материалы обучения в актуальной форме несмотря на соблазн использовать один и тот же учебно-методический комплекс десятки лет (язык-то сам по себе так быстро не меняется).
  5. С учётом необходимости оперативного реагирования на потребности аудитории, стоит также уделять внимание измеряемым характеристикам формируемого и наблюдаемого речевого поведения чтобы их отслеживать и принимать решение об эффективности применяемого подхода или инструмента преподавания не на основании субъективных ощущений, а на базе воспроизводимого и измеряемого речевого акта обучающихся.

Таким образом, эффективное преподавание сочетает в себе черты искусства и науки. С одной стороны - преподаватель направляет деятельность обучаемых в моменте, принимает решение на основании личного опыта и наблюдения в моменте, реагируя на слышимое и наблюдаемое речевое поведение. С другой стороны, решения о типе и характеристиках реагирования преподавателя должны быть основаны на данных о соответствии текущих наблюдаемых критериев запланированным и быть основаны на практиках с доказанной эффективностью.

Поделитесь в комментариях, с каким из типов преподавателей вы сталкивались чаще всего в своём изучении английского для взрослых? Какой больше всего понравился и чем?