Найти тему

Английский для взрослых: объективность ожиданий от курса английского. Публикация 9

Как избежать неоправданных ожиданий? Есть пара надёжных способов: 1) ничего не ожидать и 2) согласовывать ожидания до начала каких-либо совместных действий. И если достичь достаточного уровня просветления для первого очень сложно, то второй доступен каждому. Тем более, что внимательный читатель этой подборки ознакомлен уже практически со всеми основными критериями, необходимыми для расчёта собственного маршрута, и даже - с потенциальными подводными камнями.

Да, я собираюсь вернуть вас к принципам из публикации 1 под заголовком "Каковы мои критерии"? (SMART) и расширить их критерием реалистичности. Ведь весьма соблазнительно поставить цель за год научиться с нуля играть на фортепиано так, чтобы выиграть международный конкурс. Или при наличии посредственных успехов в английском на протяжении многих лет в декабре решить сдать экзамен уровня В2 в мае (об уровнях - в публикации 6). Ага, интенсивы-марафоны, мотивация, выход из зоны комфорта и прочее такое модное. А достижимо ли? И кто в ответе за недостижение цели в срок? Явно не только ваш преподаватель. Поэтому все ожидания и критерии стоит согласовывать до начала работ, т.к. формирование ваших навыков - в не меньшей степени и ваша ответственность.

Ad rem:

Ресурсоёмкость преподавания

Пожалуй, многие сталкивались с моделью преподавания, при которой педагог выполняет роль кувшина, из которого льётся информация. При таком искажении процесса становится возможным "искажение имён" (подробнее об этом тут), а следствием - профанация процесса обучения, при которой обучением называют пассивное восприятие видеороликов, презентаций, подкастов и прочего контента. С другой стороны, если живой преподаватель не исключается из этого процесса, то он зачастую играет роль в "театре одного актёра", т.к. просто выступает перед аудиторией, а за кадром остаётся только проверка заданий по готовым ответам. Оттого и посещают многих пагубные мысли о сведении роли преподавателя к автоматизированным трансляциям, и чтоб роботы (или модный "искусственный интеллект") ещё задания проверяли. Увы, это не обучение в понимании "формирования практических навыков". Оба воплощения грубо нарушают саму суть и цель формирования новых навыков и таксономию учебных целей по Блуму. Напоминаю, что изложенное здесь и далее - исключительно в контексте занятий практикой устной и письменной речи в изучении иностранных языков и не касается частных случаев, когда теория и практика разделяются на разные типы занятий, как в высшем образовании (лекции и практикумы раздельно).

Как есть:

Иллюстрация наиболее распространённого подхода к искажению понятия "обучение". Изображение из открытых источников, все права принадлежат их законным правообладателям
Иллюстрация наиболее распространённого подхода к искажению понятия "обучение". Изображение из открытых источников, все права принадлежат их законным правообладателям

Как должно быть

Источник: J.Scrivener, Learning Teaching, Macmillan, 2005, страница 26
Источник: J.Scrivener, Learning Teaching, Macmillan, 2005, страница 26

Таким образом, ваш преподаватель должен выполнять не первую роль (кувшин), который "объясняет" суть (Subject Matter), а хотя бы вовлекать (вторая строка включает в себя не только объяснение, но ещё и требует определённой методологии), а в идеале - задействовать (третья строка, которая подразумевает вовлечение в процесс обучения взаимодействие с другими людьми). Таких мало, этому надо учиться. В базовом варианте такие навыки можно получить на курсе сертификации по методике преподавания английского языка для взрослых, например, CELTA как у меня. Найти примеры "кувшина" вы сможете в своей памяти. Примером Involver будет преподаватель, который использует много разных методов и способов, выбор которых зависит от поставленной цели (а предыдущий - просто "наливает"). Таким образом, ваш преподаватель профессионального английского должен быть готов быть Enabler или как минимум стремиться перейти с роли Involver к роли Enabler. Соблюдение критериев ниже требует ресурсов от вашего идеального преподавателя. Какими же профессиональными качествами он должен обладать, помимо уже описанных в публикации 4?

Идеальный преподаватель - критерии выбора

  1. По отзывам, в которых основными критериями являются объективные измеряемые данные независимой оценки. Например: занимались с преподавателем … аудиторных часов, в итоге получили сертификат A2/B1/…/работу мечты/визу невесты/...
  2. Потенциальный исполнитель способен провести анализ целей обучения (структурированное интервью, выполнение заданий и прозрачный анализ результатов или иной метод), определить текущие уровни навыков и пояснить как именно с какими критериями промежуточных этапов вы будете идти вместе, сколько их будет, сколько это будет стоить. В
  3. Потенциальный исполнитель способен помочь вам принять информированное решение о применяемом методе, принципах и подходах человекопонятным языком, логично и последовательно. "Информированное" означает, что вам понятным языком (а не маркетинговыми речёвками) пояснят что именно планируется использовать, почему именно это, очертят баланс риска и пользы, спрогнозируют этапы достижения критериев.
  4. Любой этично практикующий профессионал учитывает границы собственных компетенций, превышение которых артикулируется до работы для принятия информированного решения и согласия. Это нормально чего-то не знать, экспериментировать, искать пути. Но ненормально вводить в заблуждение касательно собственных компетенций как преподавателя, так и обучаемого. Принцип обоюдоострый.
  5. Реально практикующий, а не “... лет стажа в …” специалист способен прогнозировать ход работы с каждым конкретным обучающимся индивидуально и в группах с высокой степенью достоверности.
  6. Компетентный исполнитель всегда имеет запасные и дополнительные задания и материалы в контексте целей текущего занятия. В идеале - документацию на курс и занятие.
  7. Время речи исполнителя: 5-10% времени занятия. Очень сложно достижимый критерий и не во всех типах занятий имеющий смысл. Обратите внимание на долю лично вашего контролируемого взаимодействия с одногруппниками или языком во время занятия. Ваша речь и работа никак не может занимать более 50% занятия. Иначе ваш преподаватель - точно "кувшин" и вы формируете за свои деньги и время его навыки выступления, но никак не ваши речевые.

Ресурсоёмкость курса

Мы говорили об "уровнях" мастерства в речевых навыках, немного затронули объективность их определения в начале любого курса и что подразумевается под тем или иным обозначением уровня общего английского. Добавлю только, что приведенные ниже показатели являются усреднёнными из опыта преподавания английского для взрослых на протяжении десятка лет и могут существенно отличаться от вашего индивидуального случая ввиду очевидного факта: все люди учатся по-разному, с разной скоростью, у каждого свои сложности. И ещё - разные преподаватели могут решать одну и ту же задачу с одним и тем же обучаемым разными способами. Однако надо же на что-то ориентироваться. А ещё - все навыки взаимосвязаны, о чём в этой публикации. Конечно, современные технологии обучения позволяют качественно формировать отдельный навык и даже субнавык без учёта всего комплекса языковых взаимосвязей, однако это гораздо более ресурсоёмкая для педагога задача, чем развивать всё в комплексе. Да и ответы на вопросы как это делать лежат в смежных науках.

Например, я в подобных изысканиях большой фанат J.D.Greer, в частности, его трудов Verbal Behavior и Designing Teaching Strategies. Эти научные труды для прочтения требуют навыков владения английским на уровне минмум В2 и выше, а также теоретической подготовки науке Прикладной Анализ Поведения (известна как ПАП на русском или ABA на английском). Потому, их использование органичено даже в профессиональной среде русскоязычных поведенческих аналитиков, а "репетиторы" о них вообще вряд ли осведомлены. К тому же, разделять неразделимое - очень наукоёмко и трудоёмко, хоть и возможно. Атом же расщепили :-) Например, теоретическое обоснование и расчёт курса чтения научной литературы для специалистов ПАП вместе с анализом практического эксперимента заняло 36 страниц. Я его делал исключительно для расчёта собственной ресурсоёмкости как преподавателя.

Определиться с ресурсоёмкостью именно вашего специального (или профессионального) курса английского для взрослых поможет грубая схема ниже, начиная прямо вот "с самого нуля" (достаточно помнить как писать латиницу,а в идеале - хватит и остатков школьной программы:

Ориентировочная ресурсоёмкость курса общего английского с модулем специализации
Ориентировочная ресурсоёмкость курса общего английского с модулем специализации

Как выбрать формат (индивидуальный или групповой)

Плюсы и минусы разных форматов работы в рамках курса
Плюсы и минусы разных форматов работы в рамках курса

Выбор между индивидуальной работой и групповой зависит от ваших целей. Понятно, что преподавателю или школе выгодно проводить групповые занятия. При наличии неограниченных ресурсов - это ваш выбор. Более того, групповые обязательны на уровнях В1 и выше ввиду присущих этим уровням требований к формированию навыков для решения более сложных коммуникативных задач. Если нужна беглость обработки речевой информации, то ваш выбор - индивидуальные занятия, которые помогут сформировать основные навыки, которые вы будете расширять на групповых занятиях. Таким образом, вашим оптимальным выбором будет комбинация индивидуальных и групповых занятий, а идеальным - такая комбинация с учётом согласования учебных целей между индивидуальными и групповыми занятиями. Это обеспечит оптимальное количество подходов для закрепления навыка, увеличения скорости реакции и снижения времени между получением инструкции и началом выполнения заданий. В конечном итоге критерии вам пригодятся на самом профессиональном экзамене и сэкономят время на концептуально сложные ответы по специальности.

Как выбрать количество и интенсивность домашних заданий

Реалистично. Если слишком мало - будет скучно. Если слишком много и сложно - марафонскую дистанцию вы не пробежите. В обоих случаях вы начнёте избегать домашних заданий и увеличите ресурсоёмкость + разрушите собственные ожидания от курса. А они у вас с преподавателем согласованы. Если коротко, то стоит учесть очевидное: у каждого обучаемого способность выполнять определённое количество задания определённой сложности в определённое время различается. Вывод напрашивается сам собой: преподаватель должен измерять эти параметры для каждого обучаемого. То есть, на самом занятии измерить скорость выполнения заданий (в минутах) на сформированные навыки, формирующиеся и совсем новый материал. Также, стоит реалистично подойти к тому, сколько ресурса обучаемый готов уделять в день/неделю на выполнение. Исходя из совокупности данных преподаватель планирует ресурсоёмкость и состав домашних заданий вместе с их интенсивностью. По мере формирования комплексного целевого навыка будет расти частота правильных ответов/решений, снижаться время выполнения отдельного задания и интервал между выдачей задания и началом его выполнения. Хорошей практикой будет со стороны преподавателя визуализировать данные частоты правильных решений коммуникативных задач на диаграммы ускорения. Это трудоёмко и в русскоязычной среде может встречаться очень редко. В любом случае, при таком подходе, пусть и без графиков, решения преподавателя будут основаны на объективных наблюдаемых и измеряемых данных, а не на субъективных оценках обучаемого или самого преподавателя. На самом деле, диаграмму ускорения полезно использовать вообще для всех типов заданий коммуникативной практики. Когда-нибудь я напишу о том, как я использовал измерения и диаграмму ускорения для мониторинга эффективности формирования навыков в курсе произношения для взрослого обучаемого. Я тогда отслеживал результативность обучения по количеству правильных реакций в единицу времени (частоту демонстрируемого произношения, которое соответствовало текущему целевому критерию в рамках курса).

Типичный бланк диаграммы ускорения (celeration chart). Изображение из открытых источников, все права принадлежат правообладателям
Типичный бланк диаграммы ускорения (celeration chart). Изображение из открытых источников, все права принадлежат правообладателям

Нужен спецкурс английского для взрослых - что делать?

1 .Проверить насколько и для чего он вам нужен. Успеете ли получить подтверждающий навыки признаваемый документ? Принять осознанное информированное решение.

2.Убедиться в вашем соответствии стандартизованным требованиям к уровню В2 для общих курсов (оптимально). Минимум - не ниже В1. Сдайте полный тренировочный тест в профильном центре, хоть и онлайн, только не жульничайте, иначе обманете себя и сформируете ложные ожидания.

3. Обратиться к провайдерам, специализирующимся на конкретном профиле формируемых навыков и выбрать 2: основного и запасного. Двоих потому что может не быть места в расписании профильного специалиста, а ещё потому что вы просто можете не сойтись "характерами" или применяемыми подходами к обучению и преподаванию.