Найти в Дзене

Learning Kitchen: Английский для взрослых. Типы учителей. Публикация 1

Оглавление

Никакой воды, только "самый сок" из теории и методологии преподавания английского как иностранного. Эта подборка сфокусирована на аспектах соответствия процесса изучения английского как иностранного взрослыми коммуникативному подходу (Commuincative Approach) как наиболее распространённому в наше время. Это те критерии, на которые обучающемуся стоит обращать внимание хотя бы с точки зрения управления качеством получаемых (или декларируемых поставщиком) услуг преподавания английского для взрослых. В ней пытливый ум читателя найдёт на человекопонятном языке ответы на многие вопросы логики преподавания иностранного языка, сути применяемых или рекомендованных процедур обучения (подсказки, коррекция ошибок, порядок обучения тем или иным навыкам и субнавыкам и т.д.). Возможно, эти материалы будут полезны и изучающим язык самостоятельно, но ни в коем случае не стоит их расценивать как истину в последней инстанции. Педагогические решения должен применять только специалист в коммуникативном подходе или как минимум в образовании или технологиях обучения. Я имею смелость писать об этом и приводить примеры из теории и практики, т.к. сертифицирован (CELTA - Cambridge English Language Teaching for Adults ) и дипломирован (полный курс подготовки в области Прикладного Анализа Поведения) в обеих указанных областях знаний. Потому и изображение выбрано такое: это пресс для утки, без которого совершенно невозможно приготовить жемчужину европейской кухни: Canard à la presse (по ссылке и видео есть).

Пресс для отжима утки при приготовлении Canard à la presse. Источник: https://stjamesclub.ca/blogue/2018/2/12/le-canard-la-presse-une-exclusivit-du-club-saint-james
Пресс для отжима утки при приготовлении Canard à la presse. Источник: https://stjamesclub.ca/blogue/2018/2/12/le-canard-la-presse-une-exclusivit-du-club-saint-james

Если читатель сюда зашёл за более общей информацией, то я уже делился серией публикаций о планировании курса обучения и постановке целей, а также о персональной ответственности обучающегося инфантильную приверженность иллюзиям, а ещё о выборе преподавателя и о согласовании ожиданий (сроков, интенсивности и как следствие - финансовых ресурсов).

Кто такой учитель?

Что первым приходит в голову, когда вы представляете себе "учителя"? Обычно вот это:

  • любимый/нелюбимый учитель времён вашего обучения в школе;
  • "развлекающий" учитель с обилием шуток, жестикуляций, собственной речи и красочного материала со всех сторон;
  • кто-то, кто стоит перед классом, разговаривает и объясняет, пока большинство вежливо дремлет с открытыми глазами, а единицы - слушают или делают пометки.

Традиционный учитель

Каждый взрослый сталкивался с разными учителями в разные периоды своей жизни (в школе, в высшем учебном заведении или на курсах повышения квалификации). Многие преподаватели подвержены влиянию собственного опыта обучения и наследуют те методы и подходы, в рамках которых они сами были учениками. Для большинства из нас, предшествующий опыт обучения можно характеризовать как "традиционный". Он общий для многих стран, культур и преподаваемых дисциплин, т.к. значительно отличается только деталями. Кратко, его можно назвать "chalk and talk" (дословно и пошло на русском - "мел и разговор") или "jug and mug" (не менее пошло - "кувшин и кружка"). Такой учитель "передаёт знания". Подобный подход основан на предположении, что если что-то объяснить или показать, то это объяснение или демонстрация автоматически приведёт к научению. Увы, нет. Вы легко убедитесь в этом сами, вспомнив когда именно вы чему-то научились: когда слушали и записывали, или когда что-то делали. В первом случае вы в лучшем случае запоминали, правда ведь? А стали уметь делать новое - именно на практике. И это логично, это здравый смысл.

Принцип Jug & Mug - не является процессом обучения. Изображение из открытых источников. Все права принадлежат их владельцам.
Принцип Jug & Mug - не является процессом обучения. Изображение из открытых источников. Все права принадлежат их владельцам.

Если посмотреть в сторону обучения детей и подростков, решение о выборе преподавателя за которых принимает взрослый (родитель), то родитель также подвержен влиянию собственного опыта и выбирает "сильного" педагога. Обычно это "традиционный" учитель, который в понимании родителя способен обеспечить учебную дисциплину и обладает компетенциями в преподаваемом предмете. При этом, мало кто обращает внимание на способность учителя любого типа именно научить, то есть сформировать практические навыки решения задач в рамках преподаваемого предмета. Этот фактор остаётся за кадром, хотя именно он очевиден.

"Развлекающий учитель"

На них также есть спрос, и тоже со стороны принимающих решение взрослых. Как и в случае с "традиционными", выпускается из внимания фактор способности научить. Он просто приносится в жертву красочному шоу, которое способен устроить такой преподаватель на любом, если не на на каждом занятии. Он будет рассказывать весёлые истории, удивлять и впечатлять аудиторию раз за разом. Есть взрослые, которые прямо говорят о том, что их самих или их отпрысков нужно заинтересовать (замотивировать), что и подпитывает спрос на такую категорию учителей, а многие учителя стремятся зарекомендовать себя именно в таком качестве.

Иллюстрация "развлекающего учителя". Источник: https://arhlib.ru/2023/08/1-avgusta-mezhdunarodnyj-den-klouna/
Иллюстрация "развлекающего учителя". Источник: https://arhlib.ru/2023/08/1-avgusta-mezhdunarodnyj-den-klouna/

Из практики: если я пришёл в класс иностранного языка как студент изучать язык на практике, то я не интересуюсь шоу и развлечениями. Меня больше заботит получение новых инструментов описания действительности и решения коммуникативных задач. Также, меня не интересует выслушивание долгих монологов "традиционного учителя" или рассматривание причудливых схем, которые тот долго рисует на доске и сопровождает комментариями. Меня интересует только формирование навыков. Моих, личных навыков. И задача учителя/педагога/преподавателя/тренера - их сформировать, а не развлечь меня или показать мне чудеса чужого разума. Справедливости ради стоит отметить, что формат "лекции" или объяснения уместен и может служит эффективным инструментом информирования большого количества людей о какой-то теме, а большинство учителей и преподавателей действительно хороши в таком формате и часто используют его. Только не всегда уместно.

А какой учитель у вас или вы? В следующей публикации мы поговорим о том, с каким учителем вы сможете достичь поставленных целей.