Найти тему
Тимур Камалов

Как я проходил обучение на машиниста Московского Метрополитена ч.2

Оглавление

Продолжение 1 части

Курс помощника машиниста

После недельной практики меня ожидал целый месяц обучения на помощника машиниста. Пары проходили с 9:00-16:10 каждый будний день с перерывом на обед. Каждый день проводили пары по двум разным предметам, по 2 пары на каждый предмет, в первой половине занятий преподаватель проводил опрос по пройденным темам, а во второй половине рассказывал и объяснял новую тему. Большая часть учебников была в электронном виде, для меня это было очень удобно, я собой брал планшет, и уже через него я спокойно сидел на парах и повторял пройденный материал, в УПЦ к технике относятся нормально. На все время обучения будут сопровождать несколько предметов:

  • Оборудование пневматическое
  • Оборудование электрическое
  • Оборудование механическое
  • Правила Технической Эксплуатации (ПТЭ)
  • Охрана труда
  • Электробезопасность
  • Управление поездом

По этим же предметам будут и экзамены. Расписание занятий каждую неделю новое. На протяжении всего обучения я приходил домой после пар, отдыхал час-два а все оставшееся время учил материал который мне дали в этот день, выходные были нужны на повтор и изучение нового материала. В УПЦ очень хорошо следят за дисциплиной и обучением студентов, за пропуск занятий необходима везкая причина, больничный например. За опоздание преподаватели требовали объяснительные и допуск к занятиям взятый в учебном отделе. За плохие оценки здесь тоже серьезные наказания, за двойку студент писал объяснительную, и если ситуация повторялась, студента вызывали в учебный отдел, где возникал вопрос о дальнейшем обучением в УПЦ. Если студент получил три на одном предмете, то преподаватель другого предмета мог спокойно вызвать к доске и проверить знания своего предмета у студента. Хорошие оценки были только четыре и пять, хотя и к четверке некоторые преподаватели относились нейтрально, так что самая хорошая оценка это пять. В первое время казалось, что преподаватели дают много информации и требуют очень много, но примерно через 2-3 недели активного обучения в УПЦ мозг привыкает к получению большого объема информации, и со временем изучать новый материал становилось проще. Буквально за месяц количество студентов в группе убавилось до 15 человек, именно столько было на первых нескольких экзаменах. Иногда за день из группы могло уйти около 5 человек сразу, люди понимали что не потянут такое обучение и изучение такого объема информации. Если студент брал больничный, то по истечению больничного студента переводили в другую группу, где он продолжал обучение по тем предметам, где он остановился до больничного. За весь период обучения мне пришлось забыть о всех желаниях погулять, поиграть, или посмотреть фильм. Очень много времени я уделял учебе, это было очень не просто, но все это было сделано не зря, по всем предметам на курсе помощника машиниста у меня были пятерки.

Однодневная практика в депо

Примерно за неделю до экзаменов на помощника машиниста студентов прикрепляют к определенному депо. Обычно студент решает в каком депо он хочет проходить практику и в дальнейшем работать, но если желающих пойти в одно депо было много, то людей раскидывали в другие депо в зависимости от места жительства. Таким образом закрепился за депо Черкизово так как там эксплуатировали Москву. На однодневной практике я, и несколько моих одногруппников приехали в депо, заполнили и подписали все необходимые документы о практике, прошли небольшой опрос, после этого нам разрешили прокатиться в кабине с машинистом примерно 1,5 часа посмотреть на поездную работу и задать вопросы касающиеся работы. После практики на ждал экзамен на помощника машиниста.

Экзамены на помощника машиниста

Как я писал ранее, экзамены длятся четыре дня, первый день консультация, второй экзамен, тоже самое и в следующие два дня. Экзамены сдаются по билетам, к которым готовят с самых первых дней, в одном экзамене примерно по пять вопросов. В экзаменационной комиссии могут находиться разные категории работников, от машиниста инструктора заканчивая начальником службы подвижного состава, в основном в комиссии были несколько преподавателей и машинисты инструктора из разных депо. В среднем экзамен идет около 2-3 часов, все зависит от количества студентов, в моем случае экзамен шел 3 часа. К экзаменам я готовился очень хорошо поэтому трудностей сдачи экзамена не возникло. Успешно сдав два экзамена (все на отлично) я перешел на следующий этап.

Курс машиниста электропоезда

На этом этапе начинается более углубленный курс обучения по всем предметам, к тому же добавляются новые темы и новые предметы. Например, каждую неделю или раз в две недели будет отдельный день для АТЗ (Аварийно тренировочные занятия) которые проходят в разных депо. На АТЗ делают различные неисправности на подвижном составе и объясняют как из них выходить. В моем случае АТЗ проходили в депо Черкизово, мне очень нравилось как в этом депо объясняли разные аварийки. Следующие два месяца были снова уделены обучению, и изучению новых тем. После экзаменов в группе по прежнему оставалось 15 человек, но ближе к середине курса к нам прибавили еще 7 человек, наша группа выросла до 22 человек, в итоге до практики в депо дошли только 20 человек. К концу курса машиниста на всех предметах были небольшие зачеты которые нужно было сдать на максимально хорошую оценку, помимо этого необходимо было выбрать то депо, где студент будет походить месячную практику и трех месячную стажировку. Мне пришлось поменять депо Черкизово на другое депо так как к тому моменту я сменил место жительства, и дорога до Черкизово занимала много времени. Успешно сдав все предметы на отлично начал готовится к практике в депо.

Месячная практика в электродепо

Наследующий день после УПЦ я поехал в отдел кадров своего депо устраиваться на работу, со мной было еще несколько человек, мои одногруппники, которые выбрали одно и тоже депо как и я. После трудоустройства на должность помощника машиниста у нас было несколько дней уделено охране труда и не только, без этого выход на линию запрещен. Спустя несколько дней меня закрепили за машинистом инструктором (непосредственный руководитель) и за машинистом наставником, который должен будет меня научить всему, что знает сам. На месячной практике помимо работы на линии нужно было сдавать разные темы машинисту инструктору, например, приемка состава в депо, выезд из депо, работа на линии, заезд в депо и так далее. Кроме этого нужно было сдавать ТРА депо и двух станциий. ТРА (техническо-распорядительный акт) станции устанавливает порядок использования технических средств станции для безопасного или беспрепятственного прием, отправление и пропуска поездов, а также безопасности маневровой станционной работы и соблюдение требований охраны труда. Если кратко, то необходимо знать границу станции, светофоры которые расположены на станции, их показания (синий, лунно-белый и т.д.) а так же предусмотренные маневры и непредусмотренные. Пример ТРА будет ниже. Кроме этого в конце практики нужно было успешно сдать АТЗ в депо, пройти контрольно-инструкторскую поездку с машинистом инструктором, ну и конечно, успешно сдать все темы машинисту инструктору. После этого студент может идти на экзамен на машиниста в УПЦ. Если студенту не удавалось сдать АТЗ либо что то еще до экзаменов просто не допускали.

ТРА станции Люблино.
ТРА станции Люблино.

В первый месяц я только начинал привыкать к работе на линии. За месяц я учил режим вождения (с какой скоростью необходимо «оттолкнуться» от станции чтобы прибыть на следующую станцию по графику), ТРА всех станций, и постоянно перечитывал местную инструкцию. Смены за месяц были разные, обычно это 2 ранние (с 7-8 до 14-15ч) смены, на след день обычная смена (с 9:00 до 17:30), на следующий день вечерняя смена например с 14 до 21 часа, и на следующей день ночная смена, после нее выходной. Но не всегда такие смены выпадали, иногда было сразу 3 ранние смены, после них в ночь, или же наоборот, сначала в ночь, а потом ранние смены. В первое время было очень сложно вставать на работу рано утром, в моем случае на раннюю смену подъем в 4:50 утра, но со временем я привык к этому жуткому графику. Зарплаты за месячную практику и тем более на должности помощника машиниста мне не хватало, получалось в районе 50-60 тыс, с переработками, поэтому у меня было большое желание поскорее встать в должность машиниста и начать получать нормальную зарплату. И так, я успешно прошел месячную практику в электродепо и на следующий день после окончания практики меня ожидали 3 консультации и экзамены на помощника машиниста.

Экзамены машиниста электропоезда

На этом этапе как я и сказал ранее меня ожидали 3 консультации по предметам ПТЭ, Управление поездом, Оборудование, где мы с группой и с преподавателями обсуждали экзаменационные билеты. После консультации нас ожидали экзамены. Экзамены на машиниста были очень схожи с прошлыми экзаменами на помощника, но на должность машиниста требуется больше знаний и понимания, принцип сдачи такой же, заходишь в кабинет, тянешь билет и готовишься, минут через 10-15 идешь сдавать экзамен. После экзаменов нас собрали в один кабинет, где озвучили итоги экзаменов, подвели общий итог обучения нашей группы, руководитель внеуличного транспорта поздравил с окончанием УПЦ, вручил грамоты, кто учился на 5 и сдал все экзамены на 5, и свидетельства о присвоении профессии помощника машиниста и машиниста после этого мы сделали общее фото и разошлись :). Кстати окончил УПЦ я с двумя грамотами, грамота за помощника машиниста и машиниста, чем я очень горжусь.

Грамота и часть документов на помощника машиниста и машиниста
Грамота и часть документов на помощника машиниста и машиниста

Трехмесячная практика в электродепо

На следующий день я снова поехал устраиваться в свое электродепо, но все так же на должность помощника машиниста, после этого я снова около недели проходил охрану труда, я попал к тому же машинисту инструктору и машинисту наставнику, примерно через неделю - полторы я снова начал работать на линии, на трехмесячной практике для постановки на должность машиниста я должен был сдать машинисту инструктору новые темы, которые были записаны на специальном зачетном листке, сдать 3-4 АТЗ в депо и на линии, сдать 3 инструкторские поездки, полностью выучить и сдать ТРА своей линии, в моем случае это около 16 станций и несколько электродепо, а также 3 промежуточные аттестации у зам начальника по эксплуатации. Нагрузка колоссальная, не считая самой работы на линии, необходимо было повторять старое и изучать новое, после сдачи всех этих этапов меня допустили на экзамены на права. Экзамены на права почти ничем не отличались от экзаменов на машиниста все те же билеты, в билетах несколько вопросов по ПТЭ, Управлению поездом, охране труда. После сдачи экзамена на права меня ожидало собеседование с начальником электродепо. На собеседовании помимо начальника электродепо были и другие руководители которые задавали множество вопросов из инструкции, ПТЭ, аварийкам, охране труда, и не только. Собеседование я успешно прошел, уже на следующий день я писал заявление о переводе на должность машиниста.

Работа на линии

Этот момент я ждал с января, весь этап постановки на должность для меня занял около 8-ми месяцев, да, было достаточно сложно, на 8 месяцев я почти забыл о всех развлечениях и «гулянках», все время читал и изучал. Дальше я около трех дней работал с машинистом наставником, после этого меня открепили от наставника и следующие смены я начал работать в одно лицо, в первый раз было было непривычно находиться одному в кабине, но я быстро привык к этому.

На этой ноте я бы хотел закончить эту небольшую историю о обучении на эту профессию, также хочу сказать большое спасибо машинисту инструктору и машинисту наставнику и огромное спасибо преподавательскому составу Корпоративного университета транспортного комплекса г. Москвы. Если будут вопросы, пишите в комментариях, с удовольствием на них отвечу.