Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала! Не так давно в медиапространстве появилась новость, которую многие из вас возможно не заметили. Арбитражный суд Москвы 12 декабря 2023 года признал банкротом сотового ритейлера "Связной". Казалось бы, ничего интересного и особенного в этой новости нет, если бы не тот факт, что с закрытием Связного ушла эпоха ритейлеров мобильной техники! Связной, как мне кажется, был чуть ли не последним оплотом мобильных ритейлеров, которые специализировались на продаже мобильной техники "У дома". Если Вам как и мне - больше 30 лет, то Вы еще застали те времена, когда можно было пополнить телефон с небольшой комиссией в павильоне будь то "Связного", или "Евросети" прямо на автобусной остановке! Выглядело это примерно так.
Сейчас такие павильоны уже скорее пережиток прошлого, чем обыденность. Почему некогда крупная торговая сеть разорилась? Неужели крупные ритейлеры мобильной техники больше не актуальны? Причем тут "Евросеть"? Обо всем по порядку в этой статье!
Немного истории
В 1995 году 18-летний предприниматель Максим Ноготков зарегистрировал фирму «Максус», которая занималась оптовой продажей мобильных телефонов и аудиотехники. В 1997 году бизнесмен заработал первый миллион долларов. Через 5 лет (2002 год) созданная Ноготковым компания трансформировалась в "Связной". В 2006 году сеть «Связного» уже была на втором месте среди конкурентов, насчитывая около 400 торговых точек. Оборот фирмы оценивался в почти 1,8 млрд долларов. Тогда же был зарегистрирован одноименный товарный знак для осуществления банковской деятельности. Предприниматель решил ворваться в систему банковских услуг резко и мощно: для этого он предложил использовать исключительно мобильные платежи, стимулировав людей к оформлению карточек путем серьезного повышения стартовых процентных показателей (так, например, все клиенты, оформившие услуги, получали 10% на остаток средств на счетах). РБК указывает, что подход Ноготкова был результативным: на старте офисы компании выдавали по 5000 банковских карточек в день. С этого момента основатель компании Максим Ноготков решил, что фокус внимания стоит заострить на банковском бизнесе. В результате за 2011 год портфель кредитов финорганизации вырос с 0 до 13,8 млрд рублей. Активы кредитной организации оценивались в 38 млрд. С тех пор "Связной" максимально старался сосредоточить свое внимание на банковском бизнесе.
"Связной" все еще сотовый ритейлер или уже банк?
В 2010 году Ноготков решил с головой уйти в банковский бизнес и приобрел "Промторгбанк", который потом стал "Связной". Сделал упор на кредитных картах. Продукт был для рынка инновационным: одновременно и дебетовые (по остаткам на счете начислялись высокие проценты), и кредитные карты. Они выдавались не только в одноименных магазинах, но также и в новоиспеченных отделениях банка. Еще один непрофильный для себя бизнес Ноготков открыл в том же 2010 году — сеть ювелирных магазинов "Пандора". Впрочем, про основной актив, приносящий ему деньги, а именно продажу мобильных устройств, Максим окончательно не забыл. Уловив модный тренд на только что появлявшиеся в стране Iphone, Ноготков без посредников смог договориться с компанией Apple о продаже ее продукции в своем новом интернет-магазине Enter. Российское общество в 2011 году было не вполне готово для активных онлайн-продаж, для многих такой способ покупки в "диковину". Для дальнейшего продвижения магазина требовались средства.
Максим Ноготков стал активно занимать деньги на развитие своих новых многочисленных проектов. Кредиты Ноготкову выдавали быстро и охотно — ведь в 2012 году он вошел в золотую сотню миллиардеров по версии Forbes с состоянием в 1,3 миллиарда долларов. Кроме того, Ноготков подался в политику, что тоже не сыграло ему на руку. На выборах президента РФ в 2012 году он выступил доверенным лицом основного оппозиционного кандидата Михаила Прохорова.
Закат эпохи
"Связной Банк" рос быстро и вошел в топ-100 самых крупных кредитных организаций России. Но привлеченные для экстенсивного развития инвестиции не успели отбиться. Центробанк рекомендовал руководству "Связного" ограничить темп развития. Эксперты уверены, что Ноготкова подкосили два его проекта: "Связной Банк", который лишился лицензии ЦБ в 2015 году, и интернет-магазин Enter, для которого была выбрана не соответствующая духу своего времени бизнес-модель. Миллиардер слишком долго держался за них, вместо того чтобы развивать то, что у него получается лучше всего — телеком-ритейл. У компании Ноготкова образовались крупные долги перед кредиторами и в апреле 2015 года компания Solvers Олега Малиса (брата многолетнего руководителя "Евросети" Александра Малиса) получила контроль над "Связным". В мае 2018 года Solvers и владелец "Евросети" оператор "Мегафон" объединили сотовые сети. Компания стала работать под брендом "Связной", а бренд "Евросеть", который также переживал не лучшие свои времена, был заморожен.
По мнению многих экспертов, в "ковидный" 2020-ый "Связной" входил с большим объемом долгов и был не готов к такому спаду на рынке потребительской электроники. После ухода такого крупного акционера, как "Мегафон", у ритейлера не осталось финансовой поддержки, как у других игроков . "Связной" долгое время балансировал на грани рентабельности, что приводило к росту долговой нагрузки. В 2020-2021 годах компания оптимизировала убыточные магазины, что позволило ей выйти на минимальную чистую прибыль, хотя и с очень высоким уровнем долга. Однако когда в 2022 году были введены санкции и ритейлерам электроники пришлось перейти с отсрочек по платежам на предоплату товаров, потребовались дополнительные средства на финансирование оборотного капитала, с чем у "Связного" из-за высокой долговой нагрузки возникли ключевые проблемы.
Сильным ударом для бизнеса в 2022 году стал уход с российского рынка крупных брендов, чьи бюджеты на брендирование магазинов и витрин позволяли оставаться на плаву "Связному" и другим игрокам.
"Сама по себе продажа смартфонов и аксессуаров не приносит прибыли. Уход "Связного» — естественный финал бизнес-модели, которая в свое время была очень успешной, но развитие технологий продаж оставили ее в прошлом", — поясняет аналитик FintechLab Сергей Вильянов.
Начиная с 27.06.2023 "Связной" начал процедуру банкротства. И вот, 12.12.2023 Арбитражный суд признал банкротом ООО "Сеть Связной" — головную структуру некогда крупного российского ритейлера.
Мнение автора: бизнес-модель "Связного" обречена на провал в современных реалиях.
Автор данный статьи имел возможность поработать в одном из сотовых ритейлеров в 2014 году. Я, будучи студентом ВУЗа на тот момент думал, что иду продавать телефоны, но как оказалось, продажа телефонов была вообще чуть ли не второстепенным бизнесом. Как бы это странно не звучало, но мобильный ритейлер стремился не продать больше мобильных устройств, а продать больше сопутствующих услуг: сим-карта, кредитная карта, дополнительная гарантия, аксессуары и прочее. Уже в 2014 году многие люди совершали покупки мобильных девайсов в крупных сетях бытовой электроники (будь то "Эльдорадо", "ДНС" и прочее), а покупка на тот момент флагманского "Samsung Galaxy S4" в павильоне продаж, расположенном на остановке местного рынка, для многих покупателей выглядела сомнительной идеей. Это понимал и сам ритейлер, поэтому большинство таких точек продаж держалось исключительно за счет контрактов на брендирование от производителей мобильных устройств. С развитием онлайн-торговли и всеобщим трендом на "выгодные покупки" с кэшбеком, оплатой бонусами, подарками при покупке и прочее, покупка устройства якобы в "рассрочку" в "Связном" или другой схожей сети со страхованием жизни и обязательной покупкой аксессуара втридорога являлась не самым выгодным предложением. Интерес россиян к розничным магазинам электроники в принципе существенно сократился. Пандемия, которая пришла к нам в 2020 году и полностью перевернула всю торговлю, сделав особый акцент на покупки онлайн, нанесла сокрушительный удар по локальным точкам продаж "Связного", от которого он так и не оправился.
В России в настоящее время нет ни одного бизнеса, который был бы готов выкупить данную розничную сеть и стать ее новым владельцем. Связано это не только с ее огромными уже имеющимися долгами, но и с отсутствием уверенности в прибыльности подобного бизнеса.
Таким образом, в 2023 году россияне вынуждены попрощаться с компанией, которая работает в России с 1995 года, и которая была невероятно популярной в 2000-х годах.
В следующий раз постараюсь сделать обзор на не менее популярную сеть на рынке мобильных устройств. Всем спасибо за внимание и до новых встреч!
#связной #банкротство #банкротство связного #бизнес #общество #интересные факты #двухтысячные #мобильные телефоны #технологии #сотовая связь