В планировании бюджета большинства компаний есть один парадокс. Этот парадокс заключается в том, что обычно основное внимание и силы тратятся на планирование расходов. В расходах больше позиций, больше сотрудников занято, есть возможность проработать план более детально. Однако основной бюджетный риск несут доходы. Причина проста: расходы в большей мере зависимы от внутренних факторов, соответственно, более управляемые. Доходы же часто зависят от внешних факторов: динамики рынка, ситуации у конкурентов, клиентов, общей экономической ситуации.
Это пятая статья цикла про федеральный бюджет 2024. Начало здесь.
Я никогда не участвовал в планировании федерального бюджета, но здравый смысл подсказывает, что в чем-то этот процесс походит на планирование бюджета компании. И основной риск тут также лежит в плоскости доходов. Напомню, что для обеспечения более чем 21% роста расходов в 2024 году Правительство заложило рост доходов на уровне 22%. Это очень большой рост, поскольку ВВП планируется увеличить всего на 2,3%, а средние цены на нефть прогнозируются на уровне +12% к 2023 году.
За счет чего могут расти доходы бюджета в 2024 году:
1) Рост цен на нефть. Как мы показывали ранее, доходы бюджета тесно коррелируют с динамикой цены на нефть. Это не удивительно, поскольку в среднем 40% бюджетных доходов составляют нефтегазовые доходы (акцизы на экспорт). Поэтому, растущие цены на продаваемую нефть позволят нарастить доходы. Однако, мировые цены на нефть – параметр сложно прогнозируемый, и уж тем более он точно находится за пределами полного влияния Правительства РФ. Кроме того, западные страны придумывают все новые и новые методы контроля потолка цен на российскую нефть;
2) Повышение налоговой нагрузки. Правительство в 2023 году провело целый ряд мер по увеличению доходов бюджета за счет дополнительной налоговой нагрузки: разовые сборы, экспортные пошлины, дополнительные акцизы на нефтяников и т.д. Предполагается, что совокупно все эти меры увеличат налоговую нагрузку с 17,3 до 19,5% в ВВП;
3) Инфляция. Понятно, что цены и издержки растут. Бюджетом 2024 года предусмотрена инфляция 4,5%. Логично, что вместе с ценами будет расти налоговая база и суммы собираемых налогов и сборов;
4) Ну и прочие факторы. К прочим факторам можно отнести девальвацию рубля (ослабление рубля по отношению к другим валютам), а также более высокую инфляцию, чем предусмотрено бюджетом. Кроме того, бюджетный дефицит традиционной покрывается внутренними займами.
Конкретные цифры таковы: доходы бюджета планируется увеличить на 6,4 трлн. рублей (на 22%). Часть дополнительной суммы планируется получить за счет более высоких чем в 2023 году цен на продаваемую нефть – 1,4 трлн. рублей (или 22% всей суммы). Часть будет получена за счет дополнительной налоговой нагрузки на экономику – 2,2 трлн. рублей (или 34% общего роста). Рост цен должен дать +1,3 трлн. рублей (или 20%). Ну и есть еще 1,5 трлн. рублей, которые я объяснить не могу.
Соответственно, даже если все пойдет по плану, Правительству необходимо будет получить дополнительные 1,5 трлн. рублей (это плюсом к планируемому дефициту 1,5 трлн. рублей). Таким образом, вполне возможно, что дефицит бюджета в 2024 году составит не 1,5 (как по бюджету), а 3 трлн. рублей.
В обычной ситуации, если доходы не выполняются, то можно прибегнуть к сокращению расходов, чтобы обеспечить планируемый конечный результат. В случае с бюджетом на 2024 год это скорей менее реально.
Я склонен полагать, что в случае меньшего объема доходов Правительство будет допускать рост дефицита бюджета в большем объеме. Далее посмотрим, за счет чего покрывается дефицит бюджета.