Найти тему

Как помочь малышу с заиканием: в садике и школе, дома и на улице

Мы поговорили о причинах заикания и развитии этого недуга, но если проблема есть – как ее корректировать и может ли это быть наследственно? Многие думают, что заикание предается по наследству, и если родители в детстве заикались, ребенок обязательно будет с проблемами речи.

Это не верно, и нет никакой четкой связи, единственное, что может наследовать ребенок – это особенности реагирования и слабость нервной системы, а развитие заикания – это не обязательный и нежелательный элемент.

Однако, в семье заикающихся родителей дети порой тоже заикаются, как же не говорить о наследственности? Однако, при детальном разборе, мы выясняем, что механизм речи детей является подражательным, и поэтому, справляться с ним будет легче и быстрее.

Так как заикание – это проблемы в состоянии нервной системы, личностные конфликты ребенка и проблемы его отношений с окружающими, отсюда и вырисовываются меры борьбы с заиканием.

Начнем с детского сада и воспитателя.

По возможности необходим специализированный садик с исправлением речевых дефектов и подготовленные воспитатели и логопеды. Если садика нет, можно работать с педагогом индивидуально или перейти временно на домашнее обучение или развивающие центры. Коллектив сверстников может ранить психику ребенка, указывая ему на его дефекты.

Воспитателю важно подобрать к малышу ключик, в этом заранее должны поспособствовать родители, казав педагогу на интересы ребенка, чтоб можно было завязать разговор и начать работу, расположить ребенка к себе и дать ему возможность сблизиться со своим учителем. Обычно это несколько вопросов для знакомства и об увлечениях, любимых игрушках.

-2

Важно не сколько сам смысл, сколько медленность и ласковость в речи. По мере занятий ребенка важно вводить в круг уравновешенных и спокойных малышей, чтоб он слушал их речь и повторял за ними. Важно, чтобы дети вовлекли заикающегося малыша в спокойные игры и говорили с ним помедленнее – об этом их предварительно можно попросить.

Важно, чтоб ребенок нашел себе в группе одного-двух друзей, кто бы мог защитить его от нападок других дальнейшем, подбадривал его и приглашал к играм.

По мере социализации ребенка в детском коллективе, воспитатели и логопеды ведут с ним работу по восстановлению плавности и ритма речи, развивает стороны личности, которым внимания уделено недостаточно (общительность, навыки коммуникации, застенчивость).

Работа с семьей.

Лечение заикания – это не только задача садика и логопеда, это огромная работа над собой всей семьи и поэтому, необходима психотерапия внутри семьи – если возможно, посещение психолога всеми членами семьи или его надомные визиты.

Он тщательно изучит семью и модели отношений ней, бытовые условия и возможные причины заикания, даст практические советы по решению конфликтных или сложных ситуаций. Психолог также может рассказать другим членам семьи, как правильно говорить и взаимодействовать с заикающимся крохой, чтоб не усилить, а смягчить его проблему.

Многие семьи не видят в этом смысла или стесняются вывалить чужому человеку «все грязное белье» своей семьи и годами не могут решить проблему заикания, так как не могут устранить травмирующего фактора. Важно понять, что ребенку нужна от вас выдержанность, спокойствие и внимание, но не жалость, слезы и заласканность.

-3

Психологи прежде всего советуют прекратить практику потакания всем капризам и манипуляцию ребенка сами, твердо соблюдать режим и поддерживать дисциплину в семье, создать психологический покой. Не стоит вести при ребенке разговоры о его дефекте и даже вскользь упоминать о проблеме, не подчеркивайте его особенность.

Работа над речью.

Конечно, ежедневные речевые упражнения с педагогом придают ребенку сил и уверенности, помогают бороться с недугом. Задача воспитателя – научить ребенка говорить неторопливо, слитно и ритмично, чтобы все понимали его речь, и ему не приходилось волноваться из-за недопонимания и заикаться.

Это достигают, произнося несколько слов сразу на одном выдохе и без пауз между словами. Кроме того, просят малыша не растягивать гласные звуки в словах и говорить ритмично. Например, пусть он говорит «бабушкаИдетВЛес» как одно слово. При медленной речи не только проще справиться с заиканием, но и тренируется личность, малыш становится спокойнее, тренирует выдержку.

Если у ребенка возникает затруднение в произношении конкретного слова, можно подсказать ему или произнести слово медленно и четко, пусть ребенок подражает речи взрослого. Затем надо предоставит ребенку возможность продолжить разговор, не задерживаясь на запинке. Если ребенок разволновался и начал заикаться, необходимо закончит фразу за него, и успокоить малыша, переключив его внимание на другие объекты.

Вот чего точно делать нельзя, так это заставлять заикающегося малыша обязательно произнести или повторить трудные для него слова или наборы звуков, не нужно закреплять у нег патологические речевые рефлексы. Надо просто часто и медленно говорить с малышом, пусть он повторяет за вами или воспитателем фразы, речь постепенно станет боле плавной и легкой.

-4

В тяжелых случаях.

Если заикание тяжелое, необходимо как можно чаще перед занятием или после него, любую свободную минутку проводить логопедические уроки. Это может быть совместный рассказ по картинкам, повторение фразы за взрослым, а в случае успеха – повторение фразы самостоятельно. Можно побуждать малыша к ответу на вопросы, рассказам о картине за окном, о своих игрушках, одежде.

При специальных занятиях с детишками рекомендуется разучивать много коротких стишков, они ритмичные и упорядочат речь и ее плавность. При этом необходимо следить за своевременным дыханием при речи, после каждой строчки нужно сделать остановку и легкий вдох. Стихи и сами строчки в них – например, «рано-рано, два барана, застучали в ворота». Но произносить их нужно плавно и не скандировать.

Применяются те же приемы – сначала говорит взрослый, потом вместе, потом ребенок сам.

Развитие логического мышления.

Мы приучаем малыша с заиканием медленной и плавной речи, для этого он должен слушать рассказы с названием предметов, игрушек, кукольного театра и их показыванием. Составляем связный рассказ о предметах и их взаимодействии, говоря медленно, с вдохами и паузами, после чего прости – расскажи, что мы видели? что делает собачка? Как репку тянем? Ваша каждая фраза должна быть законченной, с четкими логическими и словесными ударениями.

-5

По рассказанному задавайте вопросы для развития логического мышления, оно у заикающегося малыша из-за страха речи нарушено. Полезно занятие подобного рода – «я буду говорить одно слов, а ты продолжи фразу» например – «собака – собака лает».

Иногда можно попросить малыша закрыть глаза и читать ему вслух или рассказывать сказку, тогда лучше складывается в голове акустическое строение речи, более отчетливо представляются речевые движения и содержание речи, так как исключаются отвлекающие кроху факторы.

Пой и играй на здоровье.

Одним из полезных способов устранения заикания является пение хором, хотя стесняющимся детям можно петь и в одиночестве, пение само по себе регулирует дыхание и прерывистость речи. Важно играть в речевое лото, мячик с речевым и музыкальным сопровождением, декламацией стишков, хором и с применением музыки, с движениями.

Хорошо помогает игра с собиранием мячиков или ловлей рыбки, мячики надо подсчитать со стишком или рыбок выловить с присказкой. Дайте ребенку несколько картинок из одной сказки и попросите рассказать историю или сцену из сказки. Можно вовлечь ребенка в групповое рассказывание сказки по цепочке.

Песенки детям полезно учить по частям, равно как и стишки, воспитатель поет или рассказывает первые две фразы, затем дети с ним вместе и потом дети одни или по очереди. Это дает ребенку с заиканием уверенность в речевых навыках и преодоление страха. Нужно воспитывать зычный и громкий голос, поставив заикающегося малыша запевалой.

-6

Если есть косноязычие.

Важно параллельно с заиканием вовремя и быстро устранить косноязычие, оно затрудняет борьбу с заиканием. Надо объяснять и внушать малышу, что если он будет хорошо и правильно говорить звуки, он перестанет запинаться. Чаще всего так и бывает по факту, у заикающихся часто неправильно поставлено дыхание и надо приучить малыша говорить на вдохе.

Для этого следите за тем, чтобы он часто и без усилий не поднимая плечевого пояса и не раздувая легких, спокойно дышал при речи. Часто останавливаться, говорить короткими разами – это содействие правильному речевому дыханию. Надо тренировать дыхание и в лечебной физкультуре и зарядке.

Игры, занятия.

Очень поощряйте игру малыша на музыкальных инструментах для детей, танцы и речевые игры, занятия под музыку и хлопки в ладошки. Это развивает ритмичность движений, приводит к дисциплине и создает хорошее настроение, укрепляет желание бороться с недугом.

Если в движениях отмечается неловкость и неуклюжесть, есть нарушение координации, необходимо играть с малышом в разного рода игры с координированием движений, проводить лечебную физкультуру.

Если при речи или других движениях чрезмерно напрягаются мышцы, особенно четко это выявляется ощупыванием предплечий, мышц шеи или груди и живота, тогда полезным будет проведение игр с растормаживающей гимнастикой. Имитируем полоскание белья в тазу, изображаем, как мы рвем травку, показываем, как растет цветочек, а мама с папой или педагоги проверяют тонус мышц.

-7

Это полезно провести перед речевыми играми, либо во время разговора делается пауза, и ощупываются ручки и шея, предплечья. Затем можно привести их в расслабленное положение – попросите ребенка покачать головой, подвигать, вскинуть, встряхнуть руки, покачаться как медвежонок. Главное для нас – воспитывать в ребенке уверенность, что он ничем не отличается от других детей.

Итак, подведем итоги всему сказанному.

При случаях сильного волнения, если малыш смущается или робеет, необходимо прервать его судорожную речь, закончив за него фразу, приласкать его и утешить, объясняя, что его все любят, ему не нужно стыдиться или бояться. Но долго на этом зацикливаться не стоит – важно только отвлечь малыша от тяжелых мыслей и переживаний.

Ребенка надо социализировать, вовлекая его в детский коллектив, давать ему посильные поручения, задания и игры. Постепенно задачи необходимо усложнять, стараясь привлекать его к выступлениям перед группой – рассказы, отчеты. Перед каждым выступлением надо успокоить и подбадривать кроху.

Осторожно выдвигайте малыша с заиканием на активные посты и деятельность, но очень внимательно при этом следите и поддерживайте ребенка, ободряйте и успокаивайте, чтоб заикание не усилилось. Если речь ухудшается, тонко и деликатно, чтоб не ухудшить состояния ребенка, на время освободите его от деятельности.

-8

Выявите его основной интерес, если это вполне здоровое занятие, ему нужно всячески содействовать и поощрять. Чем больше ребенок будет увлечен любимым делом и чем сильнее он в ней реализуется, тем полноценнее он будет себя ощущать, меньше будет думать о своем заикании и мнимой неполноценности, следовательно, его речь станет внятнее и плавне, без запинок.

Нужно уметь правильно поощрять и одобрять малыша, если он говорит без запинок, пользуйтесь каждым подходящим случаем для этого. Данные похвалы формируют и укрепляют в нем уверенность в себе, малыш осознает свои успехи и закрепляет правильные стереотипы речи. Если у него произошла неудача – нужно успокоить и отвлечь его.

В ребенке необходимо воспитывать характер – храбрость и смелость, твердость в походке и словах. Научите его при разговоре с собеседником смотреть ему прямо в глаза – это помогает говорить отчетливее и мягче. Обычно дети с заиканием избегают зрительного контакта.

-9

Избегайте при ребенке обсуждения его проблемы и демонстрации его дефекта другим людям, кроме разве что специалистов. И самое основное – это помочь ребенку понять и перебороть убеждение, что с речью у него не получается, что он не сможет в нужный момент сказать правильно слова и сто он будет выглядеть хуже других. Без всего этого игры и приемы медленной речи будет, увы, неэффективны.