В дискуссиях о том, каким должен быть лидер в меняющиеся периоды – демократичным или авторитарным, жестким или мягким, – эксперты пришли к новому тренду в лидерстве, который не поддается сомнению. Лидер должен прежде всего быть адаптивным.
Что включает в себя адаптивное лидерство?
Четыре составляющие адаптивного лидерства
Адаптивный лидер держит в фокусе следующие четыре аспекта управления:
- Предвидение. Нацеленность на предположительные будущие тенденции, возможности компании и необходимые задачи, позволяющие воспользоваться этими возможностями.
- Информирование. Способность доносить до команд информацию о предстоящих задачах так, чтобы все четко понимали их суть и были готовы их выполнить.
- Подготовка. Постоянная адаптация к новым возможностях, непрерывное обучение и готовность сменить планы.
- Открытость. Прозрачность процесса принятия решений, готовность к критике, обратной связи, корректировкам.
Организации, которые оказались наиболее приспособленными к переменам, укрепляют все эти четыре направления. Это и есть принципы адаптивного лидерства, которым нужно следовать, чтобы быть «на волне».
Как следовать принципам адаптивного лидерства?
Как учесть все четыре принципа и что конкретно должен делать адаптивный лидер?
1. Постоянно изучать текущие факты, анализировать их и корректировать планы при необходимости.
Чтобы все происходило быстро и решения при этом были взвешенными, важно настроить четкие регламенты:
- Как мы определяем лучшие способы действия.
- Как собираем и интерпретируем информацию.
- Как планируем на основе имеющихся данных.
- Как определяем успех.
- Как поступаем в случае неудачи.
- Как обеспечиваем постоянный мониторинг самых значимых данных и какие данные для нас ключевые.
- Как новая информация учитывается и как должна отражаться на поведении сотрудников.
2. Не доверять интуиции, а испытывать на прочность свои предположения и гипотезы. Лучший способ – симуляции сценариев будущего.
3. Упростить механизмы принятия решений.
При изменениях некоторые лидеры склонны принимать слишком узкие, а некоторые – слишком широкие решения. Сужая – обеспечиваем безопасность и ограничиваем возможности, расширяя – увеличиваем возможности, но и риски. В такой ситуации важно опираться на надежные ориентиры, принятые в компании. Если вы сможете аргументировать свои решения, то даже при промахе вам не перестанут доверять.
4. Проводить политику прозрачности.
Лидер не может знать все о ситуациях, которые не похожи на весь предыдущий опыт. Лучший подход в таком случае – создать атмосферу прозрачности и безопасности, доверия и готовности признавать свои и принимать чьи-то ошибки. Все должны чувствовать свою ответственность за честный поиск лучшего решения.