Найти в Дзене

7 золотых правил: как составить финансовый план компании

Оглавление

Конец года — время ожиданий, подведения итогов и планирования следующего года. Это касается не только постановки личных целей и задач, но и составления финансового плана организации на год.

Расскажем о золотых правилах, которые помогут вам качественно спланировать финансовую деятельность компании на следующий год.

1. Правило 1:3. Планирование одного финансового периода строится на анализе трёх предшествующих.

2. Сопоставимость форм отчётности. Чтобы сделать правильные выводы, вы должны работать в одной системе координат. Если вы хотите использовать новые формы, или новые учётные принципы, то данные за три предшествующих периода тоже надо переложить в новый формат (см. пункт 1).

3. Определить, как планировать расходы, — по начислению или кассовым методом.

  • По начислению — если у вашей организации есть дебиторская и кредиторская задолженность. В таком случае План доходов и расходов надо составлять по начислению, иначе можете получить неверное представление о финансовом результате периода и о состоянии ваших активов и пассивов.
  • Кассовым методом (или по оплате) можно учитывать расходы: − величина которых постоянна, − несущественна (например, менее 5% всех расходов), − у которых совпадает день оплаты и день получения услуги.

4. Классифицировать «Прочие расходы». Чтобы расходами управлять, они должны быть классифицированы и отнесены к конкретной статье. У статьи «Прочие расходы» должно быть жёсткое ограничение — не более какого-то установленного лимита от выручки или от общей величины расходов. Например, не более 3%.

Перечень статей: − не должен быть большим, − должен быть понятным и управляемым, − должен быть закрытым и изменяться не чаще одного раза в год.

Смотрите серию интервью с предпринимателями из сфер реального бизнеса — ритейл, логистика, фитнес, пищевое производство, оптовая торговля — об итогах 2023 года и планировании 2024-го.

-2

5. Прописать расходы по пессимистичному сценарию. Если вы не уверены, случится расход или нет, то лучше запланируйте его и прикиньте, хватит ли вам финансов. Если расхода не произойдёт, то по результатам года у вас будет дополнительная прибыль, что будет являться положительным отклонением. А вот столкновение с неожиданными расходами может иметь серьёзные последствия.

6. Предусмотреть три формы отчётности:

  • План доходов и расходов покажет, сколько прибыли вы заработаете в следующем году;
  • План движения денежных средств покажет, хватит ли вам денег на все выплаты;
  • Прогнозный баланс покажет, какое состояние активов и пассивов у вас будет на конец планируемого периода, если вы заработаете столько прибыли и получите такие денежные средства.

7. Меньше деталей. Не надо расшифровывать статью «Канцтовары» на карандаши и линейки, если для вас это несущественные затраты. Поставьте акценты только на нужной информации. Мелкие подстатьи «схлопните», иначе рискуете рассеять фокус внимания и упустить важное.

План — это всегда предположение, взгляд в будущее, но, как сказал Герберт Уэллс: «Тот, кто не смотрит вперёд, оказывается позади».

Присоединяйтесь к «Умной пятнице» в АКГ «Капитал» 22 декабря по теме «Как определить сколько денег нужно оставить в бизнесе на следующий год? Что учесть при планировании 2024 года?». Это часть внутреннего обучения наших финансовых специалистов, на которое мы приглашаем вас!