Поскольку командование ожидало впечатляющих результатов от новой кампании, от командиров подводных лодок требовали быстрого их достижения. Экипажи немецких субмарин и их командиры не разочаровали свое начальство.
Только в феврале подводная лодка U-35 (капитан Лотар фон Арно де ла Перьер) потопила шестнадцать судов (36 800 тонн), а U-39 (капитан Вальтер Форстманн) потопила восемь (21 990 тонн). Обе лодки достигли таких результатов во время операций в Средиземном море.
Подводная лодка U-21 (командир - капитан-лейтенант Отто Херсинг), отозванная в северные воды после почти двухлетнего пребывания в Средиземном море, потопила тринадцать судов (36 510 тонн).
Свой след в истории подводной войны оставили и новые лодки с начинающими командирами. Особенно проявила себя UC-65 из Фландрской флотилии (командир - лейтенант Отто Штайнбринк), которая потопила в феврале тридцать два судна (27 070 тонн), а затем только 1 марта еще пятнадцать (19 320 тонн).
Среди судов, потопленных этими четырьмя лодками, были голландские, норвежские, шведские и американские корабли. Германия на этот раз не давала пощады и кораблям нейтральных стран, пойманным за торговлей в запрещенных водах.
Немецкие подводные лодки продолжали атаковать как военные корабли, так и невооруженные торговые суда. Среди потопленных был самый большой военный корабль союзников, потопленный торпедой подводной лодки в Великой войне, "Дантон" водоизмещением 18 320 тонн, представитель последнего крупнейшего класса французских дредноутов, который 19 марта у берегов Сардинии пал жертвой U-64 (командир - капитан-лейтенант Роберт Морахт), когда возвращался с ремонта в Тулоне на блокадную службу в устье Адриатики (296 погибших).
В целом, в ходе кампании было уничтожено 520 410 тонн грузов союзников в феврале, 564 500 тонн в марте и 860 330 тонн в апреле. В последнем месяце тоннаж потопленных судов был столь высок, что даже более крупные подводные нацистской Германии во время Второй мировой войны не смогли достигнуть такого месячного показателя.
Потопление за три месяца более 1,9 миллиона тонн грузов позволило подводным лодкам выйти на результат больше, чем 600 000 тонн потопленных судов в месяц, который, по расчетам Хольцендорфа, должен был вынудить противников к заключению мира до следующего урожая.
Начался третий месяц кампании и до достижения рекордного результата немецким подводникам было еще очень далеко, когда 2 апреля президент Вильсон обратился к Конгрессу с просьбой об объявлении войны. За восемь недель, прошедших с момента разрыва дипломатических отношений между Германией и США, каждое американское судно, потопленное подводной лодкой, приближало две страны к военным действиям. Однако, среди жертв немецких субмарин не было столь масштабных и драматических как в 1915-16 годах. Речь идет о нападениях на "Лузитанию", "Арабик" и "Сассекс".
Напряженность в отношениях между США и Германией накалилась до предела из-за немецкой дипломатической оплошности высшего порядка. 19 февраля британцы поделились с американцами телеграммой министра иностранных дел Германии Циммермана в посольство Германии в Мехико, которую перехватили и расшифровали сотрудники комнаты 40 Адмиралтейства. Данная “телеграмма Циммермана”, составленная в преддверии объявления Америкой войны Германии, обещала Мексике возвращение трех юго-западных штатов США в обмен на ее вступление в войну. Кроме того, в телеграмме Циммерман просил мексиканской помощи в том, чтобы заставить Японию выйти из альянса союзников и присоединиться к Центральным державам.
Как только президент Вилсон убедился, что телеграмма не была британской подделкой, он распорядился опубликовать ее текст в американской прессе. В результате, пока президент США продолжал надеяться, что войны можно избежать, большая часть его кабинета, Конгресса и общественности высказались за войну. А немного позже, в марте, сам Циммерман снял все оставшиеся сомнения в подлинности телеграммы, когда, выступая в рейхстаге, признался, что написал ее.
20 марта кабинет Вильсона единогласно одобрил войну с Германией. Сам президент колебался ещё в течение двух недель, прежде чем выступить перед Конгрессом. Если уже на следующий день после того, как Япония разбомбила Перл-Харбор, Конгресс одобрил вступление США во Вторую мировую войну с одним голосом «против», то вступление в Первую мировую войну США потребовало нескольких дней напряженных дебатов. Окончательные голосования за войну, проведенные 4 апреля Сенатом (82:6) и 6 апреля Палатой представителей (373:50), были решающими, но далеко не единогласными.
Соединенные Штаты присоединились к союзникам в качестве “ассоциированной державы”, а не путем заключения договора, связывающего их с Тройственной Антантой. Данное решение отражало желание Вильсона принять участие в послевоенной мирной конференции, не связывая себя территориальными обещаниями, которыми союзники обменивались друг с другом еще с 1914 года.
В тот момент Вильсон хотел войны только с Германией, но не с остальными центральными державами. В итоге 7 декабря 1917 года Соединенные Штаты все-таки объявили войну Австро-Венгрии, но не пошли дальше разрыва дипломатических отношений с остальными союзниками Германии (Болгарией и Османской империей).
Через день после Соединенных Штатов, восемь латиноамериканских стран, первой из которых была Куба, также вступили в войну на стороне союзников в качестве “ассоциированных держав”. А еще четыре латиноамериканские страны разорвали дипломатические отношения с Германией, но не объявляли войну. Из тех стран, кто присоединился к союзникам, только Бразилия направила вооруженные силы для несения службы в Атлантическом конвое. Остальные внесли свой вклад, последовав примеру Соединенных Штатов, захватывая немецкие торговые суда, которым до этого было предоставлено право интернирования в их нейтральных портах. Тем самым они добавили драгоценный тоннаж к общему объему перевозок союзников. Все эти интернированные ранее суда (ржавевшие на якоре с 1914 года) были переоборудованы для дальнейшей службы.
Вступление Америки в войну также лишило оставшихся нейтралов самого могущественного защитника их международных прав на море. Больше всего пострадали Нидерланды, поскольку Соединенные Штаты присоединились к Великобритании и реквизировали голландские торговые суда для своих собственных военных нужд.
Вильсон также последовал примеру Великобритании и закрыл лазейки, позволявшие осуществлять перевозку грузов врагу, введя в октябре 1917 года эмбарго на американский экспорт нейтральным соседям Германии. Такие меры еще больше усугубили продовольственный кризис в Германии. Уже в летние месяцы при очередном сокращении рационов на среднестатистическое гражданское лицо пришлось всего 1100 калорий в день, что составляет менее половины довоенной нормы.
----------------------------------------------------------------------
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" - это международное рецензируемое научное издание (ISSN 2520-2839), которое предоставляет возможность опубликовать свои научные достижения по актуальным проблемам гуманитарных и естественных наук ученым из разных стран.
----------------------------------------------------------------------