Найти тему
Закулисье без кулис

Театра больше не будет. Хроники зрителя

Театральные роды в современном мире и живые мертвецы на сцене. Какие стены должны стоять, а какие уже треснули? Где рожать искусство, когда все места уже заняли? И почему повитуха не разглядела головки и выносит театр ногами вперед? О чем же молчат ягнята?

Новости последних месяцев — "отменяют".

Спектакли Крымова давно сняты и это не все. Прошел сбор труппы МХТ имени Чехова, где Константин Хабенский стер весь репертуар, который «иронизировал бы, ерничал или имел свою интерпретацию на тему, связанную с какими-либо военными действиями и связанными с ними человеческими трагедиями». А заполнить пустоту он предлагает чем-то пространным, предлагает терапию, создать искусство, где «Возможность заглянуть в себя, может быть, немножко успокоиться, разглядеть людей, которые рядом с ними, и услышать их». С такими напутствиями российский театр манифестирует в самый сложные созон в истории.
Слияния, поглощения, смена руководителей и табличек. Ловкие трюки картежника, простые, но эффектные. Свое десятилетие «Гоголь-центр» и даже дело «Седьмой студии» пережил, а затем ловким движение руки контракт художественному руководителю Алексею Аграновичу не продлен. Происходит ребрендинг, программки с другими гербами и уже под руководством Антона Яковлева. Серебрянников не виноват или может голубь мира оказался на сцене не в то время и не в том месте, остается только гадать.
Зато понятно, почему Центра имени Мейерхольда уже давно отпели. Один пост. Никаких дискредитирующих статей сделано не было: в обращении говорилось, что ЦИМовская миссия давно изжила себя и звучит несозвучно с реальностью. Практически вся команда Центра имени Мейерхольда уволилась. Все это происходит не в первый раз. Так, в конце 1930-х годов Камерный театр Александра Таирова объединили с театром Охлопкова. Две махины встретились на одной сцене, эстетические ценности противоречили друг другу, и все-таки они уместились и играли спектакли по очереди. Метод "оптимизации" театральной рабочей среды, который до недавнего времени оставался в козырях. Создалось впечатление, что на театры такой метод мало работает, если самоцелью стоят не деньги, а театр находятся в той же реальности, где и зритель. Театр им. Моссовета объединен с Театром МОСТ, «АпАрте» стал частью Театра на Таганке, «Сфера» — с «Эрмитажем», слили Московский театр кукол и Московский детский камерный театр кукол. Картежник вытаскивает козырь и не известно, сколько еще таких неожиданностей произойдет. Создается впечатление, что такие фокусы имеют более глобальный порядок.
«Можно представить, что наша действительность состоит из слоев. На нее льют кислоту. Все, что на поверхности, окисляется, закрывается. И эта кислота постепенно, слой за слоем, сжирает. Она проникнет и в самый глубокий подвал, просто не сейчас, а через полгода или год», — говорит петербургский режиссер Илья Мощицкий. К слову, недавно многие могли убедиться своими глазами, как театральную жизнь, утрамбовав, можно приостановить, запломбировать, зафаршировать или засолить, то, что больше нравится. «В Театре Романа Виктюка отменили все спектакли с 24 сентября по 9 октября. В официальном сообщении говорится, что это произошло „по техническим причинам“». А дело в том, что на месте театра организовали пункт для мобилизации, пришлось идти на жертвы. Позже, через несколько дней, временные "хаузмастеры", надеюсь без иронии, решили снять огромную афишу "Мертвых душ".
Так или иначе многие театры слезно прощались со своими сотрудниками. Кто-то из них сам отказался сотрудничать с государством, кого-то «попросили». Миндаугас Карбаускис уволился из Театра им. Маяковского (на его место пришел Егор Перегудов), Денис Азаров покинул пост в Театре Романа Виктюка, Римас Туминас — Театр им. Вахтангова. Интересно произошло с "Школой современной пьесы", где уволили Иосифа Райхельгауза, который сам же ее и создал. Виктора Рыжакова в «Современнике» заменили и вовсе на худсовет. Перетряхивание колоды карт происходит не только в Москве: Тимофей Кулябин покинул Новосибирский «Красный факел», Сергей Левицкий уволен из Театра им. Бестужева в Улан-Удэ. Оцените масштаб произошедшего сами.
Хотелось бы сказать, что, по сути, пригретым местам в театре способствует две основные вещи. Во-первых гос.заказы, во-вторых касса. Театры, особенно провинциальные по своей сути директорские, и вот в них такой способ устройства дел в большей степени благоприятен для жизни. На скорую руку, быстро слепленные спектакли поражают театры, как эпидемия, а в погоне за пиком зрительских симпатий, руководители стараются не обращаться внимания на миссию театра, а скорее на против распространяя миссию "песен и плясок", такой коммерчески-успешный продукт, сфера услуг и развлечений. Провинция, сквозь магистраль, Москва, потом "Золотая маска", а дальше можно только сетовать на хорошо проведенный вечер в театре услуг.
Тут все-таки хочется отметить, что
"все еще будет". Театры, не решаясь взять грех на душу, ставят классику и тут, впрочем, вносит свою лепту и юбилей Александра Островского в 2023 году и 130-ти летие Маяковского и таких юбилеев наберется с лихвой, чтобы не остаться с носом. Разные ухищрение уже исходят от театров, уловки поражают воображение. Из классических произведений тоже можно выбирать довольно неожиданные, Евгений Каменкович, например ставит самую что ни на есть классику: «Черный обелиск» Ремарка, роман о солдатах, вернувшихся с Первой мировой войны. Бутусов ставит «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Тома Стоппарда - редкий случай. Олег Липовецкий поставил в театре «Шалом» повесть писателя, кинорежиссера и сценариста Эфраима Севелы «Моня Цацкес — знаменосец». Главный герой еврей, центральное событие пьесы - Великая Отечественная война. Современные авторы тоже присутствуют. Во МТЮЗе ставят пьесу "Исход". Для театра Наций Марат Гацалов репетирует роман Дмитрия Данилова «Саша, привет!», который завоевал несколько литературных премий.
А теперь можно только задуматься, появится ли при этом в спектаклях эзопов язык, излюбленный прием многих интеллектуалов и им под стать режиссеров, состоится ли "тайная вечере", где нам будут полунамеками, шепотом, чтоб никто не услышал, на ухо говорить истину мироздания, ну или свои предубеждения? Ждем премьер.