Друзья, привет. Кто читает мой блог давно, помнит, что я посвятила четыре статьи теме о самообразовании педагога детского сада. И если с выбором темы, структурой работы и ее продолжительностью теперь все понятно (на эти материалы оставлю ссылки в конце статьи), то есть еще один момент. Обратить на него внимание мне помог вопрос от читательницы моего блога. В общем, сегодня на повестке вопросы следующие:
- Отчетность педагога детского сада, касающаяся его самообразования. А именно, так называемая "папка". Что там должно быть?
- Что делать, если тема самообразования перекликается или даже дублирует кружковую работу? Сколько папок нужно иметь?
На что хочу сразу обратить ваше внимание. Я против бумагомарательства. А поскольку фронтов профессиональной деятельности у нас множество, и часто они перекликаются между собой, приходится иногда документы дублировать. Можно ли без этого обойтись? Давайте разбираться.
Улавливаем самое важное: структура папки по самообразованию нигде и никем не утверждена
Однако она может быть утверждена как приложение к Положению о самообразовании педагогов ДОУ (или Положению о ведении педагогической документации), если в вашем учреждении имеется такой локальный акт. Поэтому первое, где стоит посмотреть ответ на этот вопрос, - там. Если такого положения нет, то двигаемся дальше и отвечаем вот на какой вопрос: кто планирует мою работу по самообразованию и выбирает необходимые методы и формы работы над темой? Верно, только я. Исходя из этого, делаем вывод, что только вы и решаете, что будет в вашей папке. Конечно, ориентируясь как раз на те методы и формы работы, которые указываете в плане. И это совсем не значит, что если мне дан зеленый свет, я вообще папку оформлять не буду.
Слушайте, слово "папка" звучит так, как будто работы на самом деле нет, а есть только ненавистные бумаги. Но все же буду называть ее именно так, чтобы было более понятно о чем идет речь.
Так вот. Сейчас будет текст в формате 1, 2, 3 и так далее. Своеобразный чек-лист.
Я люблю порядок и организованность.
Первое, что я бы сделала - завела архиватор хотя бы на 50 мм, думаю, этого должно хватить на период вашей работы над темой
Условно, возьмем период в 5 лет. Идеальный срок для садов, которые принимают детей в первую младшую. Как в этом архиваторе будет располагаться информация, все вместе или в отдельных скоросшивателях по годам - решать вам. Я бы рекомендовала все же по годам структурировать. Это будет нагляднее для проверяющих. Скорее всего, вам это понадобится лишь для аттестации. Вышестоящие органы, департаменты и министерства, обычно эту информацию не запрашивают, поскольку она является личной документацией педагога.
Кстати, если возникает вопрос о том, нужно ли прошивать эту документацию, отвечаю - нет, не нужно. Почему? Читайте здесь:
Определились. Структурируем работу по годам в скоросшивателях, но на архиватор клеим титульный лист, на котором отражаем следующее:
Наименование учреждения
Наименование документации. Какие могут быть варианты:
- Работа по совершенствованию профессиональной компетентности
- Работа по самообразованию
- Углубленная работа (кстати, такую формулировку я встречала крайне редко, но она тоже имеет место быть)
Почему не пишем "План работы по..." Потому что план - это лишь часть вашей работы, и он уже будет в скоросшивателях по годам.
Тема: "..."
Чтобы избежать ошибок типа "по теме", просто пишем, как я указала выше. Тема и двоеточие.
Ниже справа пишем кто вы. Воспитатель, специалист, ваши фамилию, имя и отчество, желательно полностью. Здесь же указываем ваш педагогический стаж на момент начала работы над темой и квалификационную категорию. Ниже пишем дату начала и предполагаемый срок окончания работы.
Внизу страницы город и год.
Этот титульный клеим на архиватор или вставляем в файл и помещаем самой первой страницей внутрь.
Сделала для вас шаблон титульного для оформления папки по самообразованию. Скачать можно по ссылке или же заходите в подборку с файлами для загрузки.
Второй лист (или больше) вне скоросшивателей будет отражать актуальность вашей работы
Его тоже вставляем перед скоросшивателями
Далее переходим к скоросшивателям
Сколько их должно быть? По количеству лет работы + один для обобщенного опыта работы над темой, который составляется по завершении этих лет. Не могу сказать за все сады, но, закупая канцелярию, мы всегда предусматривали подобные комплекты для педагогов и выдавали в начале учебного года. Поинтересуйтесь у руководства, есть ли в вашем саду такая возможность. Будете во всеоружии.
Смотрите. Работа организовывается по разному. Кто-то год изучает нормативную базу и методическую литературу, знакомится с опытом коллег, то есть реализует теоретический этап. А кто-то тратит на это пару месяцев, а потом начинает подключать практику. Все зависит от человека и особенностей учреждения (читай - особенностей администрации). В любом случае теория будет каждый год, хотя бы немного. Почему? Потому что желательно, чтобы ваша тема ежегодно трансформировалась, вам даже так будет легче. Читайте об этом здесь:
Поэтому разберем вариант универсальный, где и теория, и планирование, и практика.
Поскольку вы на архиваторе уже написали, что же это такое, в скоросшивателе титульным будет год. 2023-2024 учебный год и так далее.
Актуальность как вы помните мы уже указали ранее. То есть если ничего не поменялось, в эту папку (подпапку по сути) актуальность не кладем. Но ставим разделители, которые будут отражать направления вашей работы в рамках темы. Какими они могут быть:
- План работы на 2023-2024 учебный год
- Нормативная документация и методическая литература. Здесь, конечно же, не нужно перепечатывать все, что вы открываете в интернете или делать ксерокопии из книг. Сюда могут быть вложены самые необходимые вещи в виде выдержек, к примеру, из ФОП или других документов. Я вообще люблю держать документы перед глазами, а не в телефоне или компьютере. Все будет в одном месте, взял, открыл, работаешь. Сюда же пойдут буклеты и разная "раздатка", если вы посещали тематические семинары, мастер-классы и прочие мероприятия.
- Обучение на курсах повышения квалификации, участие в конференциях, просмотр вебинаров. Обычно участникам подобных мероприятий дают документ. Ксерокопируем, вставляем в папку. Вот здесь немного попахивает бумагомарательством, потому что эти документы хранятся или в личных делах, или в портфолио педагога.
- Практическая деятельность, которую будем тоже подразделять: модернизация РППС, работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями.
Смотрите, возможно, не каждое направление будет охвачено в течение учебного года. Не имея практического опыта, вы вряд ли покажете что-то коллегам. Значит, этот пункт опускаем. Может быть, вы и с родителями взаимодействовать не будете, а уделите время в этом году лишь теории и модернизации РППС. Все индивидуально.
Что будет в этих разделах? Все, что вы сочтете нужным. Можно заморочиться и написать текст о том, как вы разрабатывал игровые пособия, а можно в конце года сделать качественные фото с кратким описанием. Вы вправе сделать так, как вам удобно. Ни один проверяющих вас за это не упрекнет.
Но вот конспекты проведенных педагогических мероприятий приложить стоит. Не всех, естественно, а самых ярких и удачных. С детьми, с родителями, с коллегами.
Обратите внимание, что конфликт дубликатов может возникнуть и здесь. Вы провели, к примеру, мероприятие для родителей и в рамках плана работы с родителями, и в рамках работы по самообразованию? Нужно ли дублировать этот документ и вкладывать и туда, и сюда? Слушайте, конечно, нет. Это не обязательно. В моей голове это работает так: проверяющий говорит, что в папке "Работа с родителями" маловато отчетности. Да, потому что часть ее лежит в другом месте. И наоборот. Для меня, например, важен сам факт наличия, а не то, где это лежит. Если педагог ориентируется в собственной документации и по запросу найдёт и покажет - пожалуйста, я только "за". Наличие дубликатов повсюду совсем не говорит о качественной работе.
Далее. Про то, что мы помещаем в скоросшиватели. Формы работы педагог выбирает сам. Если он производил анкетирование родителей - нужно вложить туда обработанные результаты. Самый удобный и быстрый вариант анкетирования - это онлайн сервисы, которые сами занимаются обработкой, а вы скачиваете обобщенные данные. У меня об этом есть статья на примере использования GoogleForms:
Диагностический инструментарий и результаты диагностики. Это отдельный раздел. Вы можете использовать готовый инструментарий или разработать свой. Заполненные карты тоже сюда, анализ тоже.
Ну и последний раздел - аналитический отчет о работе за год, обычно его готовят к итоговому заседанию педагогического совета. Забегая перед, скажу, что эти отчеты (которые все терпеть не могут) по истечении 5 лет отлично складываются в обобщенный опыт работы, поэтому пренебрегать ими не советую.
На следующий год продолжим со второй папкой и так далее. Еще раз повторяю. Как делать - решать только вам. Я отразила в структуре то, на что наиболее часто обращают внимание разнообразные эксперты. Брать и пользоваться или же махнуть рукой - ваше право.
И еще. Кто сказал, что папка должна быть в офлайне и осязаемой? Никто не запрещает хранить эту же структурированную информацию на жестком диске и обойтись без распечатки. Другое дело, что не всем это удобно. Мне, например, надо бумагу, у меня так голова лучше работает. И опять - решать только вам.
Хотела затронуть второй вопрос, но и здесь уже получилось много. Так что выпущу еще одну, небольшую, статью, касающуюся конфликта "самообразование - кружковая работа". Можно ли брать одну тему и как оформить документацию, если все же получилось так, что темы ну очень схожие. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
Ну а я прошу вас написать в комментариях, занимаетесь ли вы бумагомарательством? Папки подобные собираете? Напишите о своем опыте. Если у вас есть вопросы, касающиеся этой темы, их так же можно задать в комментариях.
Да, лайк к статье приветствуется. Помогите коллегам ее увидеть. Всем добра.
И как обещала, ссылки: