Найти тему

Как проводить кастдев: этапы, анализ результатов

Оглавление

Рассказываем, какие задачи поможет решить custdev. Этапы проведения глубинного интервью, список правильных вопросов, идеи, как анализировать полученный результат.

Что такое кастдев

Custdev, кастдев, customer development или глубинное интервью — это исследование потребностей, болей, возражений, проблем целевой аудитории. Такое интервью проводят, чтобы понять, насколько продукт, который вы делаете, будет нужен людям, протестировать свою идею и выяснить, что нужно доработать в продукте.

Например, вы SMM-специалист и ведёте соцсети клиентов. Вы хотите предложить им новую услугу — комплексное ведение соцсетей, куда входит разработка контент-плана, настройка таргетированной рекламы, работа с комьюнити, настройка чат-бота. Но может оказаться, что:

  • клиентам нужны только посты, а всё остальное они уже заказывают у другого исполнителя или делают сами
  • клиентам нужно всё, кроме чат-бота, и переплачивать за ненужную опцию им не хочется
  • в комплексном ведении соцсетей клиенты хотели бы получить ведение двух соцсетей, а не только, например, ВКонтакте.

Все эти моменты можно выяснить у аудитории, если ещё до запуска нового продукта или услуги провести кастдев. То есть взять 5-10 интервью у потенциальных и уже существующих клиентов и выяснить, за какие продукты и услуги они готовы платить и чего им не хватает на рынке.

Забирайте по ссылке 9 способов бесплатного продвижения в соцсетях

Зачем нужен кастдев

Глубинные интервью проводят, чтобы:

  • уточнить данные о своей ЦА. Например, вы думали, что ваша целевая аудитория хочет научиться рисовать, чтобы зарабатывать на этом, а на самом деле ей это не интересно. Люди хотят просто получать удовольствие от рисования, участвовать в выставках и чтобы кто-то хвалил их картины
  • проанализировать рынок перед запуском нового продукта. Что люди уже покупают, чего им не хватает у ваших конкурентов? Что хотели бы купить и что готовы покупать, за какую сумму?
  • понять, на чём делать акценты, чтобы отстроиться от конкурентов. Например, во время глубинного интервью вы можете выяснить, что люди не хотят проходить курсы в записи, потому что им важно задавать вопросы эксперту. И тогда вы можете добавить в продукт еженедельные вебинары, на которых эксперт будет отвечать на вопросы
  • узнать возражения ЦА, что мешает ей покупать ваш продукт. Например, люди не хотят покупать курс по маркетингу, потому что боятся, что останутся только с теоретическими знаниями и не смогут их применить на практике, это будет ещё один курс «в стол». И тогда вы можете добавить в курс стажировки и показать, что у вас они получат практические навыки и сформируют портфолио
  • узнать мнение ЦА о конкретном предложении, когда вы тестируете новые продукты или услуги. Например, вы проводите медитации онлайн. Во время custdev cпросите у людей, готовы ли они приходить на такие занятия или предпочитают офлайн-медитации
  • вытащить маркетинговые смыслы. Например, люди могут понимать, за какими услугами можно обращаться к SMM-специалисту. Задача маркетолога — объяснить так, чтобы они поняли, что получат от услуги
  • cоставить контент-стратегию. Понять, о чём нужно писать, чтобы закрыть возражения аудитории и сделать контент понятным для людей. Например, вы психолог и во время customer development выясняете, что люди не обращаются к вам за консультациями, потому что им не хватает подтверждений вашей экспертности. Вы можете делать больше экспертного контента, рассказывать о результатах ваших клиентов и прогревать вашу аудиторию.

С помощью кастдева вы можете выяснить, чего ждёт от вас аудитория, и начать говорить с ней на одном языке.

Принципы кастдева

  • Интервью проходят один на один, офлайн или онлайн во время звонка. Но это всегда общение в режиме реального времени. Не пытайтесь провести custdev, просто прислав респондентам вопросы. Только личное общение
  • Во время глубинного интервью не продавайте. Совсем. Ничего. Цель custdev — только собирать данные, слушать собеседника. Если будете продавать и навязывать услуги, не получите информации
  • Не спорьте с человеком и не пытайтесь ему что-то доказать. Вам нужна информация, а не вежливое согласие с вами. И не конфликт
  • Записывайте всё на телефон или диктофон
  • Старайтесь узнавать у людей о конкретных ситуациях и примерах из жизни, связанных с продуктом. Например, если человек не доверяет психологам в принципе, уточните «У вас был опыт общения с психологом, вы разочаровались в работе этого специалиста, почему?»
  • В идеале стоит провести 6+ интервью на каждую группу ЦА: ваши клиенты; те, кто рассматривают покупку у вас; клиенты конкурентов; те, кто интересуются темой, но ещё не сделали выбор

Как проводить custdev

1. Как искать людей для кастдева

Где искать людей для интервью? Вы можете пригласить:

  • тех, кто у вас уже что-то покупал, с помощью рассылки или обзвона. Можно предложить бонус тем, кто согласится поговорить
  • подписчиков нишевых сообществ. Например, если вам нужна аудитория smm-щиков, введите в поиск ключевое слово «SMM» и выберите сообщества, где есть ваша потенциальная ЦА. Там в комментариях или предложенных расскажите, что проводите исследование, и предложите поучаствовать
-2
  • подписчиков конкурентов.

2. Как сформулировать гипотезу для custdev

Какую потребность людей вы можете решить с помощью своего продукта? Чего людям не хватает, каких продуктов ещё нет на рынке?

Гипотезу для кастдева можно сформулировать по формуле: ЦА готова приобрести продукт А, чтобы решить задачу Б.

Например, гипотеза для глубинного интервью может звучать так: «SMM-специалист готов оплачивать ежемесячную подписку в клуб маркетологов, чтобы иметь доступ к профессиональному комьюнити, иметь возможность посоветоваться и узнать новые кейсы в нише».

3. Вопросы для кастдева

У вас есть гипотеза, теперь вам нужно составить вопросы для интервью.

Вопросы, которые можно задавать на интервью:

  • Расскажите о себе. Сколько вам лет, где вы живёте, чем занимаетесь?

Серия вопросов, которая помогает больше узнать о вашей аудитории: возраст, профессия, место жительства, интересы и т.д.

  • Что прямо сейчас вас не устраивает? От чего вам некомфортно, какую проблему хотели бы решить?

Если мы предлагаем продукт, который связан с профессиональной деятельностью респондента, вопросы можно конкретизировать: «Чем вы занимаетесь в работе? Какие задачи выполняете чаще всего? Сколько времени у вас уходит на эти задачи?» и т.д.

  • Уже пробовали решить эту проблему? Каким способом? В чём были его плюсы, минусы?

Спрашиваем про опыт решения проблемы. Может получиться так, что респондент уже нашёл решение проблемы, и оно его полностью устраивает, альтернативы не нужны. В этом случае в нашем продукте он не будет заинтересован.

Другой вариант — проблема есть, но человек её никак не решал. Это может означать, что проблема не сильно беспокоит, не относится к важным, и респондент может отложить её решение на неопределённый срок. В этом случае он так же не будет заинтересован в покупке вашего продукта.

  • Чего хотели бы достичь? Что представляете себе в точке Б? Для чего вам нужен этот результат?

Ещё раз убеждаемся, что решение проблемы важно для респондента.

  • Чего опасаетесь? Был ли негативный опыт, связанный с продуктом, какой? Есть ли у вас недоверие к нише? Почему оно возникло? Есть ли у вас сомнения в своих возможностях, почему? Почему вы раньше не могли решить проблему?

Спрашиваем про возражения, о том, что мешает решить проблему.

  • Что произойдёт, если вы сейчас не решите свою проблему?

Это вопрос о том, насколько важно клиенту решить проблему.

Точные формулировки вопросов зависят от гипотезы, которую вы проверяете. Например, если вы хотите запустить клуб для SMM-специалистов и проверяете, есть ли потребность в таком формате, можно спросить:

  • Как часто вы проводите обучение? Чему обучаетесь? (клубы многие используют как вариант обучения и повышения профессионального уровня)
  • В каких профессиональных сообществах состоите? Как общаетесь с коллегами? Что хотите получить от такого общения? (проверяем, есть ли запрос на общение в профессиональном комьюнити)
  • Был ли опыт членства в профессиональном клубе? В чём были плюсы и минусы?
  • Почему вы сейчас не состоите ни в каком клубе? По каким причинам не вступаете? (если человек не состоит)
  • Что бы вы хотели получить от участия в профессиональном клубе?

Старайтесь во время customer development задавать открытые вопросы, на которые нельзя однозначно ответить «да» или «нет». Нужно, чтобы человек раскрылся и рассказал вам максимум информации. Если есть формулировка с ответами «да» или «нет», задавайте уточняющий вопрос.

Какие вопросы на кастдеве лучше не задавать

  • Вопросы вида «Вы готовы заплатить за продукт 50 тыс. руб.?»

Вы вряд ли получите достоверную информацию. Люди могут ответить, что готовы отдать 50 тысяч, а на самом деле не заплатят столько за ваш продукт, если вы их не убедите в его эффективности. Могут постесняться назвать маленькую сумму, или, наоборот, выложить потом гораздо больше за курс, если на самом деле захотят его пройти. Лучше спросить: «Сколько стоили курсы, которые вы уже покупали?»

  • Вопросы, ответ на которые очевиден

Например: «Хотели бы вы решить ваши проблемы?», «Хотите стать богаче?»

Люди считают манипуляцию, решат, что вы им что-то продаёте и даже впариваете, и информацию вы от них не получите.

4. Как обрабатывать результаты глубинного интервью

  • Расшифруйте каждое интервью дословно. Занесите результаты опроса в Google Таблицы и зафиксируйте повторяющиеся ответы
  • Дальше поделите аудиторию на сегменты. Сегменты целевой аудитории — люди, которые объединены каким-то общим признаком: возраст, профессия, вид бизнеса, интерес, статус, место жительства, пол и т.д.
  • Сделайте в разных столбцах описание сегмента, его проблемы, продукт для сегмента, желания людей, страхи и возражения
-3
  • Обратите внимание на повторяющиеся ответы. Если несколько людей отвечают одно и то же, значит, у многих именно такая проблема
  • Составьте список самых важных характеристик продукта, который называют люди. Запишите идеи, что можно улучшить в продукте. Что стоит доработать, а что вообще убрать? Что вы можете добавить в продуктовую линейку? Вы можете предлагать и флагманы, и лид-магниты, трипваеры — то, что поможет решить проблему, озвученную ЦА

Что почитать по теме

Книг по теме кастдевов немного, но мы нашли их:

  • Мария Владимировна Царенок «Глубинные интервью, Кастдев (Custdev) — check-up для вашего бизнес-проекта». Ссылка на Литрес
  • Олег Чулыгин «Тише! Говорит клиент. Как глубинные интервью помогают решать задачи бизнеса». Ссылка на Литрес
  • Роберт Фитцпатрик «Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?» Ссылка на Литрес
  • C. Белановский «Глубокое интервью и фокус-группы». Ссылка на Литрес.

Глубинное интервью — самый крутой инструмент для исследования своей аудитории. Проведите эту работу, чтобы создать продукт, который действительно нужен людям и который они готовы покупать.

Хотите разобраться, как выстроить работу в маркетинге и зарабатывать в разы больше? Хотите быть в курсе всех трендов и работающих подходов в продвижении? Подпишитесь на журнал от команды Дмитрия Румянцева «Точка доступа». Это бесплатно.

-4