Найти в Дзене

Английский для взрослых: лайфхаки и самоучители. Публикация 8

Оглавление

Итак, сделав выводы на основе предыдущих публикаций подборки, читатель может начать искать короткие и менее ресурсозатратные пути достижения цели. И если уж в порыве изменить свой мир вам всё ещё хочется станцевать тарантеллу на граблях даже после публикации 2, то кратко обосную аргументы против самоучителей и всяческих лайфхаков.

Изображение взято из открытых источников, все права на него принадлежат правообладателям
Изображение взято из открытых источников, все права на него принадлежат правообладателям

Мечты vs. наука

Современная среда коммуникаций с практически повсеместной подменой смыслов и размытием определений весьма питательна для выращивания иллюзий. В этом субстрате процветает множество убеждений, настолько же пагубных, насколько и легко разрушаемых одной простой операцией уточнения определения. То есть, пусть говорящий слово "обучение" хотя бы опишет вам своё понимание. И если это понимание не сводится к формированию практических навыков и не ведёт к созиданию любого рода, то это вряд ли можно назвать обучением. Я уже останавливался на иллюзиях, связанным с изучением английского в Публикации 2, потому тут только дополню.

Иллюзия 1: самоучители, видеоролики и презентации

Например, очень популярно убеждение в том, что можно чему-то сложному научиться самостоятельно (по самоучителям, видеороликам или "интерактивным презентациям"). Попробуйте научиться самостоятельно чему-то профессиональному (такому, за что потенциальный клиент заплатит) в одиночку. Да хоть и например, игре на фортепиано с нуля и без опыта на ином инструменте. Чисто по роликам и паре самоучителей, без консультаций со специалистом. Если убрать фактор вознаграждения, то попробуйте научиться плавать или ездить на велосипеде по самоучителю или видеороликам. Или скалолазанию таким же образом. Напишите о своих достижениях и сколько усилий у вас это заняло.

Иллюзия 2: просто, легко и быстро

Или вот, концепция простоты и лёгкости. Прям за что ни возьмись - никаких усилий долгосрочных предпринимать не надо. Пара кликов, учебник под подушку, таблицу себе на стену, наушники в уши пока в пробке стоишь - и уже успешный успех, сформированные навыки распознавания, поиска, трансформации и создания нового самостоятельно. Ага. Успевай только платить продавцам неслыханного счастья. Для меня такие посылы наиболее опасны, т.к. говорят они о профанации сложных взаимосвязанных процессов, начиная от самого процесса обучения и заканчивая критериями мастерства в конце. В рекламных посылах торговцев мечтой фигурирует скорость (как на "цыганском базаре"), обещания быстрого успеха и никакой конкретики как именно столь чудодейственный предлагаемый способ работает и каковы последствия, кроме потери денег, конечно. И даже про сумму денег в последний момент пишут, так и заманивают перспективами, аудиторию "прогревают". А то ж сразу не нагреешь непрогретую-то :-) Бизнес у них. XYZ тысяч "учеников" в год "обучить", например.

Тут важно помнить, что если вы собрались строить систему навыков, то как и любая система, такая будет подчиняться закономерностям развития систем. В частности - генезис системы предопределяет её функционирование, в том числе и условия гибели. И чем более хлипкий фундамент вы закладываете, тем скорее возводимые вами стены разрушатся.

Изображение из открытых источников. Все права принадлежат правообладателям
Изображение из открытых источников. Все права принадлежат правообладателям

Наука

Если по-простому, но без сведения к какой-либо дихотомии (т.к. она неизбежно приведёт нас к профанации самого процесса обучения как формирования практических коммуникативных навыков во всём разнообразии запланированых контекстов), то есть смысл обратить внимание на теоретические основы, заложенные в большинстве самых распространённых научно доказанных методологий и подходов к изучению иностранных языков. Основы были заложены Блумом, разработавшим Таксономию целей обучения. Вкратце:

A Taxonomy for Learning, Teaching and Assessing. A revision of Bloom’s Taxonomy of Educational Objectives. Lorin W.Anderson and David R.Krathwohl. Pearson Education, 2001
A Taxonomy for Learning, Teaching and Assessing. A revision of Bloom’s Taxonomy of Educational Objectives. Lorin W.Anderson and David R.Krathwohl. Pearson Education, 2001

Актуальная с 20 века таблица таксономии предлагает преподавателю разделить процессы когнитивные (на 6 групп видов деятельности) и процессы познания (на 4 группы). Таким образом, способность выполнять задания разного уровня когнитивных процессов ранжирована с навыков низкого уровня (1) до самого высокого (6). Ниже - список с некоторыми распространёнными типами упражнений для каждого уровня независимо от учебной дисциплины:

  1. Запоминание (распознавание, поиск, составление списков, описание, поиск и извлечение информации, наименовывание, нахождение в пространстве и массиве информации, разметка и комментирование, поиск в интернет или библиотеке)
  2. Понимание (перевод, формирование выводов, перефразирование, классификация, сравнение, объяснение, приведение примеров, категоризация, написание заметок, комментирование и аннотирование).
  3. Применение (использование на практике в различных средах: игровой, реальной, разработка и комментирование механизмов обхода правил, редактирование)
  4. Анализ (сравнение, организация, декомпозиция, структурирование, интегрирование, валидация, обратный инжиниринг)
  5. Оценка (проверка, формулирование гипотез, критика, эксперимент, оценочные суждения, мониторинг, комментирование, рассмотрение как анализ, модерирование, совместная работа, рефакторинг, тестирование)
  6. Создание (дизайн, планирование, строительство, изобретение, производство одного из другого, программирование, публикация, руководство, трансляции, съемка и режиссирование видео и аудио, написание текстов и публикация).

В то время как знания разделены на 4 группы: фактические, концептуальные, процедурные и мета-когнитивные.

Вопрос: когда вы видите в своей ленте очередную рекламу с таблицей времён английских глаголов или упрощённую схему использования артиклей/предлогов/фразовых частиц - то куда бы вы отнесли такой материал? Полагаю, что большинство обладает здравым смыслом и не отнесёт к группам 2-6. Чтобы до них дойти, нужен тот, кто знает как в каждом конкретном случае планировать упражнения в нужном количестве и с необходимой интенсивностью, с достаточным уровнем подсказки и коррекции ошибки, чтобы реализовывать переход студента с одного уровня когнитивных процессов на другой, в каждой группе навыков. Самостоятельно без теоретической и практической базы опыта в процессах обучения живых людей, да ещё и для самого себя это нереально. И это мы ещё не рассмотрели второе измерение самих знаний от фактических до мета-когнитивных. И всё это нужно знать и уметь применять в системе только для того, чтобы формулировать учебные цели. Чуть подробнее о системе формирования речевых навыков на английском как о проекте - в Публикации 3, а о том, как не столкнуться с неоправданными ожиданиями - в Публикации 9.

Что может пойти так?

Риски самостоятельного обучения или недостаточного планирования учебного процесса как  системы формирования практических коммуникативных навыков в английском
Риски самостоятельного обучения или недостаточного планирования учебного процесса как системы формирования практических коммуникативных навыков в английском

Риски целеполагания при формулировании задач всего курса и отдельных его компонентов мы рассмотрели выше. Отсутствие обратной связи от преподавателя, равно как и отсутствие приемлемого в каждом отдельном случае типа коррекции ошибок приведёт как минимум к формированию неверных паттернов речевого поведения. Крайне желательно проводить учащегося через этапы контролируемой. полуконтролируемой и свободной практики для каждой группы навыков (рецептивные и продуктивные) для каждой темы лексики, грамматики, контекста или навыков речи. Отсутствие коррекции ошибок произношения может привести вас к тому, что вы будете считать, что говорите по-русски, а на практике - по-белорусски. Как минимум, не совпадёт цель и результат, плюс перерасход ресурсов. Мышечную память тоже никто не отменял, потому ресурс уйдет дополнительно ещё и на переучивание.

Изучить английский быстро по видеороликам, аудиозаписям и презентациям

Изображение из открытых источников. Права принадлежат владельцам.
Изображение из открытых источников. Права принадлежат владельцам.

Это ваша ответственность. Исправить последствия некомпетентности в планировании и реализации процесса обучения может потом и не получиться. Ни у кого. Совсем. Или очень долго, очень дорого и только с тем, кто понимает как работают механизмы обучения. И это не тот человек, у которого затруднения может вызвать выбор учебно-методического комплекса для решения основной задачи обучения. Это скорее всего человек, который понимает как эти учебно-методические комплексы строятся, почему именно столько предложений в упражнении на контролируемую, полуконтролируемую и свободную практику, почему именно в таком порядке они расположены, как изменить этот порядок для скорейшего достижения цели обучающегося, а ещё: как именно, что, откуда применять и в какой последовательности.

Возьмите хотя бы книгу для учителя в выбранном осознанно курсе и сперва изучите инструкции для учителя в книге для учителя, удостоверьтесь в наличии всех текстов даже для аудио, ответов на все упражнения (лучше с пояснениями/комментариями и отсылками к справочной литературе), а потом уже выполняйте задания для учеников. Только там всё на английском. Этот фактор немного защищает учащихся с неокрепшими навыками обработки информации от нанесения себе же непоправимого вреда.