Найти тему
Московская газета

Названы факторы ожидаемого резкого торможения экономики

   Названы факторы ожидаемого резкого торможения экономики
Названы факторы ожидаемого резкого торможения экономики

Ограничения со стороны доступности трудовых ресурсов (где, помимо прочих факторов, действует сильное конкурентное давление со стороны отраслей, ориентированных на ВПК и госзаказ), высокие процентные ставки в России, неопределенность экономических прогнозов, налоговой нагрузки и будущего спроса, как ожидается, будут сдерживать инвестиционную активность, особенно в рыночных секторах. Все это будет ограничивает потенциал роста российской экономики в предстоящие годы. Об этом сообщила «Московской газете» руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая

С чем связано торможение темпов экономического роста? Можно ли сказать, что страна вступает в продолжительную полосу застоя?

«Основные аргументы для прогнозных относительно невысоких темпов роста в 2024-2025 гг. (вплоть до 2026 г.) – завершение восстановительного роста экономики, который обеспечил относительно высокие темпы роста в этом году, и ограничения возможностей дальнейшего наращивания выпуска со стороны ресурсов (рекордно низкая безработица, близкая к максимуму загрузка производственных мощностей). Качественно тенденция к существенному замедлению роста экономики вследствие этих аргументов разделяется многими экономистами. Можно добавить еще влияние ожидаемо жесткой денежно-кредитной политики Банка России, направленной на замедление избыточного роста внутреннего спроса, который уже приводит к разгону инфляции, и приведение его в соответствие с производственными возможностями. Высокие процентные ставки в сочетании с ужесточением макропруденциального регулирования, по прогнозу Банка России, должны замедлить рост кредитования с 17-20% в этом году до 5-10% в 2024 году. При этом высокие процентные ставки по депозитам, как ожидается, будут способствовать сдвигу поведения домохозяйств от потребительской к сберегательной модели. Все это должно сдерживать рост потребления и инвестиций, особенно в секторах, где это не компенсируется со стороны господдержки. Наши оценки роста ВВП на будущий год близки к верхней границе прогноза АКРА и составляют 1,2-1,3%.

От более сильной просадки может удерживать сохраняющийся сильный бюджетный импульс и напряженная ситуация на рынке труда. Впрочем, многое будет зависеть еще и от внешних условий, но в базовом сценарии особой поддержки в будущем году здесь ждать не приходится в силу ожидаемого замедления роста мировой экономики. Что касается «экономического чуда», экономика прошла спад 2022 года и восстановление 2023 года значительно лучше, чем предполагало большинство прогнозов. В целом экономика вышла на уровень конца 2021 года, но с изменившимися отраслевыми пропорциями и конкурентной средой. Для продолжения развития нужно повышение производительности труда, новые инвестиции, технологии. Доступ к современным технологиям и оборудованию затрудняется из-за санкционных ограничений и попыток западных стран закрыть имеющиеся возможности поставок через третьи страны», — отметила Ольга Беленькая.

«Центральный Банк прогнозирует в будущем году рост лишь на уровне 0,5-1,5%. Эти показатели значительно ниже прогнозируемого роста ВВП в текущем году, который ожидается на уровне 3%. С чем связано ожидаемое резкое торможение экономики? Существует несколько факторов, которые влияют на эту ситуацию. Во-первых, глобальный экономический рост замедляется, что негативно сказывается на экспортных возможностях России. Второй важный фактор — санкции, которые накладываются на РФ западными странами и ограничивают ее доступ к некоторым рынкам и технологиям. Также стоит отметить, что экономическая политика России не всегда благоприятствовала стимулированию роста. Отсутствие инвестиций в ключевые отрасли, законодательные и административные ограничения, бюрократические препятствия — все это может быть причиной замедления экономики. Учитывая эти факторы, можно сделать предположение, что российская экономика вступает в полосу застоя, где рост будет замедляться. Однако не стоит отчаиваться. В будущем можно ожидать некоторого восстановления показателей, но это требует реформ и структурных изменений, чтобы создать благоприятную инвестиционную и предпринимательскую среду. Таким образом, нельзя ожидать «экономического чуда» в ближайшее время. Но важно приложить усилия для наверстывания показателей нынешнего года путем проведения структурных реформ, стимулирования инвестиций и объективного анализа экономической политики. Только таким образом можно достичь стабильного и устойчивого экономического развития», — поделился своим мнением с изданием предприниматель и общественный деятель Вячеслав Брыксин.

Аналитики отмечают разброс экспертных оценок.

«Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) по 2023 году прогнозировало спад ВВП с начала на 2.8%, потом улучшило до спада 1-1,5%. По факту рост ВВП в 2023 году может составить до 3% (разброс от 6 до 4%). Поэтому прогноз АКРА на 2024-й год на рост ВВП РФ на 1% может означать, при благоприятных условиях, рост ВВП РФ на 4-5% в 2024-м году. Какие это могут быть условия, если, как отмечают аналитики, сохранится высокая загруженность производственных и трудовых ресурсов? В первую очередь разворот цен на экспортируемые из РФ ресурсы. Нефть, газ, металлы, лес, рыба — все это в 2023-м году показывало негативную динамику, что не дало экономике РФ возможности расти сильнее. Что касается производственных и трудовых ресурсов, десятки лет мы слышали про недостаточную эффективность труда и недостаточный объем производства на душу населения. Самыми эффективными инвестициями в 2024-м году будет именно вклад в повышение эффективности труда. Они позволят расти даже при продолжающейся загруженности производств и нехватке персонала», — поделился своим мнением с «Московской газетой» директор департамента корпоративных финансов «ИВА Партнерс» Артём Тузов.

Аналитики отмечают, что избежать затяжного спада без системной модернизации экономики будет невозможно.

«Прогнозы, предвещающие замедление экономического роста с будущего года связаны, прежде всего, с высокой загрузкой существующих производственных мощностей и наличия надлежащих трудовых ресурсов. У нашей экономики есть определенный потенциал, который мы частично реализовали. Однако дальнейший рост может быть обусловлен лишь либо внедрением инноваций, либо расширением производства, что требует дополнительных инвестиций. С другой стороны, снижение темпов роста необязательно означает стагнацию. Это может быть признаком того, что экономика переходит от рековериационного роста, вызванного восстановлением после пандемии и активизацией государственных расходов, к более устойчивому, но менее быстрому росту, обусловленному, например, структурными реформами или улучшением делового климата, привлекающему прямые иностранные инвестиции. Чудес, как правило, в экономике не бывает. Её рост — результат сложного взаимодействия множества факторов, включая, например, уровень образования населения, качество инфраструктуры, эффективность государственного управления, политическую стабильность, климат для предпринимательства и многое другое. Если эти факторы благоприятны, то рост может быть стабильным и долгосрочным. Если нет — экономика может столкнуться с проблемами. Исходя из этого, очень важно не просто «наверстать показатели нынешнего года», но и создать условия для устойчивого и долгосрочного роста в будущем. В частности, необходима активизация деятельности малого и среднего бизнеса, который способен быстро реагировать на изменение экономической ситуации и генерировать новые рабочие места. Также необходимо провести серьезную работу по привлечению инвестиций, включая иностранные, в российскую экономику. Оптимизация системы налогообложения и усиление борьбы с коррупцией также могут быть полезными мерами в этой ситуации. Как видим, есть несколько направлений, в которых есть возможности для действий. Сложные времена могут стать стимулом для активного поиска новых решений и путей развития», — отметил в беседе с «Московской газетой» доктор делового администрирования (DBA) по юриспруденции, экономике и управлению Роман Синицын.