Что такое финансовый анализ
Предприниматель любого уровня рано или поздно останавливается и начинает задаваться вопросами: «Есть ли возможность развиваться дальше?», «Что он может себе позволить запланировать?», «Каков его операционный бюджет на следующий год?», «В чем причина того, что происходит с его компанией сейчас?».
Финансовый анализ — это изучение отчетов по финансовым показателям, определение коэффициентов устойчивости или неустойчивости компании. Он помогает оценить совершенные действия и понять, что надо исправить. Важная его часть — выявление причинно-следственных связей между действиями, явлениями и событиями в хозяйственной жизни бизнеса и его состоянием, интерпретация выявленных связей.
Любой бизнес-план надо анализировать даже при кажущейся стабильности. Финансовый анализ делается периодически — раз в год по бухгалтерским отчетам (балансу), налоговым отчетам, отчету о прибыли, отчету производства о бракованной продукции и пр. Только так даже неочевидные проблемы станут заметнее, а собственники бизнеса смогут заранее подготовиться к тому, что их ждет, например к кассовому разрыву.
Кто готовит такой анализ в компании, зависит от ее масштаба: это может быть финансовый аналитик, финансовый директор или собственник малого бизнеса.
Финанализ бывает внутренний и внешний.
Внутренний Внешний Кто выполняет
Сотрудник компании или аналитик на аутсорсинге
Специалист, нанятый кредитором, инвестором, контролирующим органом (ФНС), партнером, конкурентом.
Иногда его проводят СМИ: финансовые или деловые издания
Кто пользуется
Руководители, сотрудники компании: собственники бизнеса, руководители структурных подразделений (производство, продажи), экономисты, бухгалтеры, даже специалисты по персоналу
Банки, инвестиционные фонды, ФНС, конкуренты по рыночной нише
На основании чего выполняется
Бухгалтерские отчеты, другая внутренняя отчетность с детализацией, которая не транслируется вовне
Публичная финансовая отчетность. Официально запрашиваемая у организации финансовая и бухгалтерская отчетность
Каковы цели, задачи, итоги
Определение финансовой ситуации, причинно-следственных связей, которые к ней привели. Чувствительность рентабельности. Точки роста. Поиск возможностей для нового направления. Анализ выручки, оборачиваемости запасов, влияние их на рентабельность
- Для кредитора и инвестора: устойчив ли бизнес, есть ли неочевидные проблемы, как быстро окупаются вложения.
- Для ФНС: во время банкротства, перед назначением арбитражного управляющего.
- Для СМИ: изучение емкости рынка в интересующем направлении, лидеров рынка, развивающихся ниш.
- Для конкурентов: как часть маркетингового исследования
Чем регламентирован
—
НК РФ, нормативными актами о процедуре банкротства, Законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и др.
Не путайте финансовый и управленческий анализ. Первый касается только финансовой стороны: может ли бизнес потянуть новый продукт, нарастить объем производства, новых сотрудников, убыточно или рентабельно направление и пр. Чтобы вовремя заметить негативные проявления, финанализ выполняется одновременно с управленческим.
Зачем нужен финансовый анализ
Такой тип анализа предполагает изучение нескольких показателей финансовой деятельности разными методами, поэтому он дает объективную оценку текущего финансового состояния организаций. Эта оценка интерпретируется, на основе интерпретации руководители принимают экономические, управленческие решения.
Для чего нужно это исследование?
- Оценить финансовое состояние предприятия.
- Понять, соизмеримы ли расходы при получаемом доходе.
- Определить эффективность/неэффективность использования активов, пассивов, вообще ресурсов.
- Выделить негативные факторы, сказывающиеся на финансах компании.
- Найти точки роста.
- Спрогнозировать результаты в будущем.
Цели исследования бизнес определяет в зависимости от своих потребностей и специфики.
Основные финансовые показатели компании
Бухгалтерский (баланс) и управленческий отчеты — основные источники информации для финанализа. Могут понадобиться дополнительные отчеты: движение денежных средств, изменения капитала компании, отчет о результатах за год, отчет о прибыли и убытке, стоимость активов.
Если у вас малый бизнес на упрощенном режиме налогообложения, вы ведете только Книгу доходов и расходов, то фиксируйте отдельно в таблице ежемесячно, ежеквартально, по сезонам выручку и суммы, которые вы потратили на оплату налогов, аренды, коммунальных платежей, заработной платы, себестоимость сырья для производства, маркетинговые затраты, брак.В отчетах вы найдете исходные данные, на основе которых будете рассчитывать коэффициенты основных финансовых показателей. Если бизнес с небольшим оборотом, то хватит таблицы в Google или Excel. Сложный бизнес с диверсификацией по нескольким направлениям или несколькими точками продаж, филиалами, подразделениями потребует программы для производственного и товарного учета.
Перечень показателей насчитывает практически сотню пунктов, из них можно вывести около двухсот коэффициентов. Но все они делятся на четыре основные группы: рыночная стоимость, ликвидность, оборачиваемость активов, рентабельность. Что анализировать, организация выбирает в зависимости от того, кому нужно исследование: так, руководители бизнеса ориентируются на рентабельность, валовую прибыль, постоянные затраты.
Разберем такой показатель, как рентабельность. С помощью ее можно вывести три коэффициента:
- Коэффициент рентабельности активов, который покажет эффективность использования активов, их доходность:
Коэффициент рентабельности активов = Чистая прибыль / Активы
- Коэффициент рентабельности собственного капитала — что-то вроде «общей температуры по больнице». Ее надо знать собственникам и инвесторам для контроля эффективность финансов, которые они вложили в дело:
Коэффициент рентабельности собственного капитала = Чистая прибыль / Собственный капитал
- Коэффициент рентабельности продаж по чистой прибыли — рабочий инструмент для начальника отдела продаж, руководителя и собственника бизнеса, показывающий эффективность продаж и себестоимость в продажах, то есть сколько каждый рубль выручки приносит чистой прибыли:
Коэффициент рентабельности продаж по чистой прибыли = Чистая прибыль / Выручка
Норма — больше нуля.
Любой из трех коэффициентов рентабельности продемонстрирует компетенции бизнеса получать прибыль с помощью собственных ресурсов.
На какие еще показатели надо обратить внимание? Показатель валовой прибыли оценит полученный доход: может ли бизнес существовать и обеспечивать себя сам, имея выручку, которой располагает, при той себестоимости, которая у него есть. Коэффициент прибыльности рассчитывается по формуле:
Валовая прибыль = Выручка − Себестоимость*
* Себестоимость будет состоять из всех финансов, затраченных на производство, включая доставку и упаковку.
Постоянные затраты — показатель, который стоит анализировать, если у вас производство. Сюда относят все расходы, которые бизнес несет всегда, вне сезонности, еще до запуска производства.
Рассчитывается по формуле:
Постоянные затраты = Зарплата + Налоги + Коммунальные платежи + Расходы на маркетинг + Арендная плата + Бухгалтерские услуги на аутсорсинге + Иные регулярные платежи (например, услуги погрузчика)
Постоянные затраты соотносятся с количеством произведенной продукции товара (постоянные затраты на единицу продукта): чем больше количество продукции и меньше постоянные затраты, тем ближе производство к безубыточности.
Постоянные затраты участвуют в определении точки безубыточности по формуле:
Точка безубыточности = Постоянные затраты / Выручка − Переменные затраты на единицу продукции
Для внешнего финанализа рассчитывают ликвидность, рыночную стоимость предприятия, оборачиваемость ее активов. Изучите эти показатели, если собираетесь брать кредит или обращаться к инвестору.
Методы финансового анализа организации
Финанализ — это оценка, интерпретация получившихся результатов. В общем курсе экономики перечисляются одиннадцать методологий. Разберем основные из них.
- Горизонтальный и вертикальный анализ применяют одновременно. Первый показывает динамику, когда сравниваются показатели отчетных периодов, например прошлый год с позапрошлым. Второй изучает отдельные показатели, как каждый из них влияет на результат: что эффективнее сработало, что дает убытки или прибыль. Например, из-за увеличившихся постоянных затрат появляется риск убыточности производства.
- Анализ коэффициентов показывает, как одни показатели влияют на другие. Например, проценты и пени по процентам повлияют на постоянные затраты, а в итоге могут вызвать убыточность.
- Что влияет на финансовые показатели: сезонность, курс национальной валюты, нехватка оборотных средств и прочее — изучает факторный анализ.
- Сравнение показателей за несколько лет будет определять тенденции. Это трендовый анализ: он чем-то похож на горизонтальный, но на его основе можно дать рабочие прогнозы на ближайшие годы.
- При сравнительном анализе сопоставляются коэффициенты по рыночной нише с конкурентами. Такой метод позволяет оценить эффективность, зону развития, повлиять на маркетинговую стратегию.
Выбор метода зависит от цели. Если есть проблемы, то набор будет один: горизонтальный и вертикальный, анализ коэффициентов. Если надо продумать, как компания будет развиваться при относительно благополучном сегодня, стоит воспользоваться трендовым или сравнительным анализом.
Этапы проведения финансового анализа предприятия
Исследовать финансы бизнеса — это не только составить таблички и сравнить числа за пару лет. Интерпретация полученных результатов, понимание причинно-следственных связей высчитанных коэффициентов, принятые на основе всего этого решения — вот ради чего проводится финанализ. Для наглядности разберем процесс поэтапно.
Первый этап. Прописать цели исследования: определить, есть ли собственные средства на новую линейку продукции и пр., — а также кто его адресат, будет ли в нем конфиденциальная часть. Подбираются отчеты, содержащие нужные показатели, и проверяются на надежность:
- бухгалтерский баланс с активами и пассивами;
- отчет о доходах и финансовых результатах, в котором можно найти объем продаж, издержки, чистую прибыль, убытки;
- отчет о движении денежных средств;
- движение капитала.
Второй этап. Сформировать предварительный обзор компании, результаты на текущий момент: чем компания располагает, чего достигла, какое у нее финансовое положение по предварительной оценке. Тут можно учитывать очевидные трудности или кажущуюся устойчивость к новым прогнозируемым кризисам.
Третий этап. Выделить нужные для анализа показатели, подобрать метод, непосредственно провести исследование. Чаще всего начинают с вертикального и горизонтального методов. Аналитик оценивает эффективность использования активов, определяет финансовую устойчивость, для чего выбирает анализ коэффициентов, и рентабельность. Если идет полное исследование компании, то чаще всего начинают с имущественной составляющей, оценки активов и ликвидности, затем переходят к изучению структуры капитала.
Четвертый этап — интерпретация результатов. Чем опытнее вы в этой сфере, тем больше закономерностей в финансовой деятельности бизнеса вы обнаруживаете. К примеру, высокую скорость оборота средств можно интерпретировать как эффективное использование ресурсов. Хорошие показатели имущественного состояния и внеоборотных активов свидетельствуют о медленном темпе износа основных средств, показывают обеспеченность операционной деятельности. Эти же показатели подскажут, когда начинать готовиться обновлять активы. Рентабельность измеряет эффективность использования ресурсов, способность извлекать из них прибыль: например, простаивающее оборудование можно продать. Ликвидность говорит о том, что компания может гасить обязательства перед инвесторами, кредиторами.
Пятый этап — сформулировать выводы и решения. Непроанализированные цифры — зря потерянное время. Итогом должны стать конкретные решения. Лучше провести анализ по паре показателей, чем высчитать десятки коэффициентов и никак не отразить их в своих планах. На основе финансового анализа должен появиться план развития, новые управленческие решения, работа с резервами, повышение эффективности — определена стратегия компании.
Как составить финансовый анализ компании
У собственника малого или среднего бизнеса есть два основных варианта получить финанализ компании:
- заказать специалисту на аутсорсинге;
- научиться и попробовать разобраться самому.
Научиться анализировать показатели, изучить метрики для оценки финансового состояния предприятия, освоить основные методы вам помогут преподаватели Контур.Школы. Регистрируйтесь на курс «Финансы бизнеса: планирование и анализ», вас ждут видеоуроки, онлайн-встречи с экспертом и практические задания.
Например, если вы возьметесь проанализировать такой показатель, как рентабельность, для начала надо определить, откуда взять информацию и за какой период.
И тут можно рассчитывать несколько коэффициентов: рентабельность продаж, оборотных средств и собственного капитала, активов чистых и просто активов. Представим, что есть задача: провести анализ для корректировки плана продаж и маркетинговой стратегии. От конечного адресата анализа и задач будет зависеть выбор коэффициентов: рентабельность собственного капитала для отдела продаж не нужна, а вот знать рентабельность продаж полезно.
Что взять для расчета, какие показатели использовать и как провести расчет, вы узнаете в нашей шпаргалке. Мы подготовили для вас подробный порядок расчета.
Вместо заключения
Финансовый анализ — взгляд на бизнес через призму финансового результата. Какую ему можно дать оценку? Есть ли у него перспективы? Где точки роста? В выполнении этого исследования нет железных правил, вы выбираете показатели и методику под свои цели и задачи.
Из полученных коэффициентов важно сделать выводы, оценить положение, принять соразмерные решения. Это помогает собственнику малого бизнеса не блуждать в темноте, а строить планы на реальном положении дел. Бухгалтер же небольшого предприятия, в отсутствие финансового директора, тоже может расширить свои компетенции.