Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Почему человеку трудно создавать удовлетворяющие эмоциональные связи?

Психоаналитики считают, что человек, не способный удовлетворительно регулировать свои конфликты, имеет ненадёжный тип привязанности.

Многие из вас, наверное, знают, что существует 3 типа привязанности: тревожный, избегающий и смешанный.

Джон Боулби посвятил свою научную деятельность исследованию нарушений привязанности. Его самого в возрасте семи лет родители отправили в школу-интернат, и годы, проведённые там, он позже описал как травматический опыт.

На основе исследований и наблюдений, Боулби пришёл к выводу, что для того, чтобы индивид вырос эмоционально гармоничным, необходимо одно важное условие - наличие безопасной опоры. Под безопасной опорой имеется в виду надёжный тыл в виде поддерживающей родительской семьи. Это влияет на способность индивида в дальнейшем узнавать подходящие фигуры, желающие обеспечить его безопасной опорой, и сотрудничать с данными фигурами во взаимно полезных взаимоотношениях.

Существенно важным показателем здоровой личности является способность доверчиво опираться на других людей, когда этого требует ситуация, и знание, на кого следует опереться. При этом, здоровый человек способен менять роли, когда меняется ситуация: он рад опереться и стать опорой другим, если необходимо.

Прочная уверенность в своих силах развивается параллельно с доверием к родителям, обеспечившим безопасную опору.

Однако не все родители способны дать ребёнку эту безопасную опору. Нередко в воспитание детей они привносят свои психотравмы и дефициты, холодно, безразлично или жестоко относясь к ребёнку, поощряя заботу ребёнка о себе, подменяя роли, играя на струнах его вины и стыда. В результате у него формируется амбивалентное отношение к родителям: с одной стороны "либидинальная жадность", а с другой, ненависть.

Как известно, при психотравме психика человека расщепляется на Я-травмированное и Я-надеющееся. Я-надеющееся ещё лелеет мечту о встрече с идеальным родителем, которого так не хватало, стремясь достичь либидинального удовлетворения, а Я-травмированное разочаровывается, требует, злится, отвергает, хочет уничтожить.

Почему конфликт оказывается трудноразрешимым, а порой и вовсе неразрешимым?

Потому что человеком управляет аффект - сильная эмоция как способ реагирования на фрустрированную потребность в принятии. В дальнейшем удовлетворение этой потребности ожидается от ближнего окружения, замещающего родителей. Аффект присутствует всегда, когда есть травма, и он затмевает собой любой мало-мальски объективный взгляд на ситуацию даже у самого, казалось бы, рационального индивида.

У того, кто рос в любви и в стабильности, травмы может и есть, но не такие глубокие, а потому эмоции не столь яркие, что позволяет сохранять ясность восприятия, базовое положительное отношение к людям и находить с ними точки соприкосновения.

-2

По мнению психоаналитиков, в воспитании ребёнка важно не допускать, чтобы импульсы либидинальной жадности и ненависти становились слишком сильными, поскольку это приводит к перекосам в будущих взаимоотношениях.

У людей с нарушенной привязанностью бессознательное стремление получить любовь и поддержку может быть выражено в следующих формах, описанных Боулби: "домогающееся заботы" поведение, нерешительные попытки самоубийства, диссоциативные расстройства, нервная анорексия, ипохондрия и т.п.

Нарушенная привязанность проявляется как тревожная в виде "цепляния" за другого и "выпрашивания любви", в виде компульсивной самодостаточности или в смешанном варианте.

Человек с компульсивным самополаганием может как высмеивать потребность другого в близких отношениях, так и вступать в близкие отношения только в роли оказывающего помощь, не позволяя себе быть в роли получающего её. Он находит или "гадкого утенка", который какое-то время будет выражать ему благодарность, или стремится помочь тем, кто в этой помощи совсем не нуждается и не приветствует данное поведение. Типичным переживанием детства для такого ребёнка была инфантильная мать, которая постоянно была погружена в свои проблемы и поощряла проявление заботы ребёнка о себе, а, возможно, и требовала заботы о его братьях, сестрах. Таким образом, человек с раннего детства видит, что единственной, доступной ему, эмоциональной связью является привязанность, в которой он всегда должен оказывать заботу, и что единственная забота, которую он может получить - это забота о самом себе. В этом человеке может быть глубоко скрыты потребность в получении заботы и любви, подавленный гнев на родителей за то, что не дали заботы, а также тревога и вина по поводу возможного проявления этих чувств.

-3

Как пишет Боулби, в терапии нарушенной привязанности психотерапевт должен стать клиенту безопасной опорой и, во-первых, помочь ему отгоревать утрату надежды получить ожидаемое принятие от родителей, а во-вторых, помочь модифицировать представление о них, благодаря новому эмоциональному опыту. Задачи эти непростые, учитывая базовое недоверие клиента, его озлобленность, обиду или неадекватную по силе вину перед матерью, отцом или фигурами, их замещаюшими, а также немалый риск контрпереноса, если у самого психотерапевта есть непроработанная травма, мешающая работе.

Тема привязанности остаётся крайне важной и не в полной мере исследованной. Однако сегодня доступны методики, позволяющие улучшить качество взаимодействия с другими.

* Изображения созданы в нейросети Кандинский.

Автор: Буркова Елена Викторовна
Психолог, КПТ ДПДГ Схематерапия

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru