В 1980-х годах Джеймс Флинн обнаружил, что средние показатели IQ в промышленно развитых странах растут. Несмотря на широко распространённые опасения по поводу отупления общества, получается, что на самом деле люди становились умнее. Или же нет?
Вероятно, в истории не было поколения, которое не жаловалось бы на современную молодежь. Привычное многим «а вот в наше время», как правило, предшествует аргументу о том, что сегодняшние дети не такие умные и любознательные, какими были они в прошлом.
Но вот какое дело. Идеализируя своё прошлое, мы как взрослые не только фильтруем факты, чтобы подчеркнуть свои преимущества, но и, как показывают исследования, укореняем неправду в своих убеждениях.
Умнее ли мы Платона?
В 1980-х годах новозеландец Джеймс Флинн проанализировал исторические данные и доказал, что с тех пор, как более 100 лет назад начались проводиться тесты на интеллект, средний уровень IQ увеличивался в среднем на 0,3 балла в год.
⚠️ Если сравнить два показателя, средний результат столетней давности и современный, то показатель в условные 70 пунктов, был бы равен 130 баллам сегодня.
Означает ли это, что многие из нас умнее Платона?
Что ж, давайте подумаем. Если Платон родился в 424 г. до н. э. и если предположить, что рост IQ, до 1920-х годов прошлого столетия был такой же, как после, то есть линейный. То получается, что IQ Платона был отрицательный, что как вы понимаете невозможно. Особенно учитывая, что у Платона была пара интересных мыслей.
Так что же здесь не так?
Кажется, не совсем правильно утверждать, что люди, жившие до нас, действительно настолько сильно отличались от нас с точки зрения интеллекта.
С другой стороны утверждать, что тесты IQ не особо показательны, тоже не совсем верно. Особенно, когда мы имеем дело с результатами исследований, показывающими, что уровень интеллекта коррелирует со многими вещами (например, доходом и производительностью труда).
Другое потенциальное объяснение могло бы заключаться в том, что мы просто научились сдавать тесты.
Почему показатели IQ растут?
Сэм Флинн и его коллега Уильям Диккенс объясняют так называемый рост IQ, наблюдаемый на протяжении многих лет, как экологический мультипликативный эффект.
Они утверждают, что повышение интеллекта определяет, среди прочего:
- культура, влияющая на то, какие формы интеллекта наиболее ценятся, выявляются и, следовательно, обучаются;
- здоровье, мы живём дольше и здоровее наших предков;
- и образование, которое никогда не было столь широко распространено как сегодня.
Давайте рассмотрим это на примере
Если бы мы жили в обществе, где самым ценным навыком было бы быстрое восхождение по лестнице, наши средние показатели в этой области вскоре начали бы расти. Конечно, те, чьи телосложение и физические данные делают их особенно предрасположенными к штурму высотных зданий, и скорее всего они всегда будут выше остальных в этом показателе, но при этом общий средний уровень выносливости и скорость подъёма по лестнице значительно возрастут.
То же самое, скорее всего, можно сказать и про тесты IQ.
В культуре, которая ценит определённые типы когнитивных способностей, мы стремимся не только развивать, но и измерять эти способности.
Эффект Флинна также является прекрасным примером того, что, если мы создадим правильные условия для того, чтобы люди действовали соответствующим образом, всё больше и больше людей будут действовать соответствующим образом.