Найти в Дзене
Познающий

Эффект Флинна: умнее ли мы Платона? И почему средний показатель IQ с каждым годом растёт?

Оглавление

В 1980-х годах Джеймс Флинн обнаружил, что средние показатели IQ в промышленно развитых странах растут. Несмотря на широко распространённые опасения по поводу отупления общества, получается, что на самом деле люди становились умнее. Или же нет?

Вероятно, в истории не было поколения, которое не жаловалось бы на современную молодежь. Привычное многим «а вот в наше время», как правило, предшествует аргументу о том, что сегодняшние дети не такие умные и любознательные, какими были они в прошлом.

Но вот какое дело. Идеализируя своё прошлое, мы как взрослые не только фильтруем факты, чтобы подчеркнуть свои преимущества, но и, как показывают исследования, укореняем неправду в своих убеждениях.

Умнее ли мы Платона?

В 1980-х годах новозеландец Джеймс Флинн проанализировал исторические данные и доказал, что с тех пор, как более 100 лет назад начались проводиться тесты на интеллект, средний уровень IQ увеличивался в среднем на 0,3 балла в год.

⚠️ Если сравнить два показателя, средний результат столетней давности и современный, то показатель в условные 70 пунктов, был бы равен 130 баллам сегодня.

Означает ли это, что многие из нас умнее Платона?

Что ж, давайте подумаем. Если Платон родился в 424 г. до н. э. и если предположить, что рост IQ, до 1920-х годов прошлого столетия был такой же, как после, то есть линейный. То получается, что IQ Платона был отрицательный, что как вы понимаете невозможно. Особенно учитывая, что у Платона была пара интересных мыслей.

Так что же здесь не так?

Кажется, не совсем правильно утверждать, что люди, жившие до нас, действительно настолько сильно отличались от нас с точки зрения интеллекта.

С другой стороны утверждать, что тесты IQ не особо показательны, тоже не совсем верно. Особенно, когда мы имеем дело с результатами исследований, показывающими, что уровень интеллекта коррелирует со многими вещами (например, доходом и производительностью труда).

Другое потенциальное объяснение могло бы заключаться в том, что мы просто научились сдавать тесты.

-2

Почему показатели IQ растут?

Сэм Флинн и его коллега Уильям Диккенс объясняют так называемый рост IQ, наблюдаемый на протяжении многих лет, как экологический мультипликативный эффект.

Они утверждают, что повышение интеллекта определяет, среди прочего:

  • культура, влияющая на то, какие формы интеллекта наиболее ценятся, выявляются и, следовательно, обучаются;
  • здоровье, мы живём дольше и здоровее наших предков;
  • и образование, которое никогда не было столь широко распространено как сегодня.

Давайте рассмотрим это на примере

Если бы мы жили в обществе, где самым ценным навыком было бы быстрое восхождение по лестнице, наши средние показатели в этой области вскоре начали бы расти. Конечно, те, чьи телосложение и физические данные делают их особенно предрасположенными к штурму высотных зданий, и скорее всего они всегда будут выше остальных в этом показателе, но при этом общий средний уровень выносливости и скорость подъёма по лестнице значительно возрастут.

То же самое, скорее всего, можно сказать и про тесты IQ.

В культуре, которая ценит определённые типы когнитивных способностей, мы стремимся не только развивать, но и измерять эти способности.

Эффект Флинна также является прекрасным примером того, что, если мы создадим правильные условия для того, чтобы люди действовали соответствующим образом, всё больше и больше людей будут действовать соответствующим образом.

Наука
7 млн интересуются