«Целью школы должно быть развитие различных типов интеллекта у детей, формирование интересов, соответствующих определённому спектру интеллекта конкретного учащегося, и, в итоге, помощь им в освоении профессии».
Говард Гарднер.
Говард Гарднер, профессор Гарвардского университета, в научном сообществе известен, прежде всего, как основоположник теории множественного интеллекта. По мнению американского психолога, стандартных мер недостаточно для определения IQ человека, ведь существует несколько видов интеллекта.
Раньше источники интеллекта находили исключительно в генетических факторах. Интеллект определялся, как способность планировать, решать проблемы, узнавать что-то новое. Однако если верить Гарднеру, интеллект динамичен и многогранен, поэтому нельзя сказать, что умным является только тот, кто демонстрирует лингвистические или логические способности.
В своих книгах Гарднер не раз писал, что у каждого из нас есть несколько взаимодействующих видов интеллекта: лингвистический (или вербальный), математико-логический, музыкальный, визуально-пространственный, кинестетический, естественный (или натуралистический или научный), межличностный (внеличностное) и внутриличностный. Девятый разум (еще не раскрытый) называется экзистенциальным, философским или духовным.
Теория множественного интеллекта — основные предположения:
- У каждого человека есть все виды интеллекта, развитые в разной степени;
- Интеллект создает профиль, уникальный для других;
- Профили динамичны и претерпевают изменения в процессе человеческого развития;
- Интеллект можно развивать с помощью упражнений.
Многие преподаватели во всём мире описывают теорию множественного интеллекта как новаторскую, даже революционную, и чтобы доказать существование широкого спектра возможностей человеческого разума, они видят возможность разработать новаторский подход к образованию, «ориентированный на индивидуальность». Сегодня ученики оцениваются по одному единственному параметру, известному нам, как интеллект, поэтому школьная система не может распознать фундаментальные различия между детьми.
По словам Гарднера, для правильного применения положений его теории в образовании наиболее важными являются:
✔️ Индивидуализация обучения и воспитания.
✔️ Четкое понимание образовательных целей.
✔️ Использование нескольких способов представления концепций в учебном процессе, которые студент должен в первую очередь понять.
Задача учителей — распознать детские предрасположенности, или определить профиль его интеллекта. Это и будет первым шагом к правильной поддержке, как для развития доминирующего интеллекта, так и к созданию условий, облегчающих деятельность, для которой необходимо использовать менее развитый интеллект.
Ещё одним важным элементом развития различных способностей ребёнка является система оценки его достижений. Она должен быть справедливой и применяться с учётом профиля интеллекта и уровня развития ребёнка. Учитель, которому нравится его работа и который любит общаться с учениками, в результате постоянных наблюдений обычно может точно оценить доминирующий тип интеллекта у своих учеников.
Виды интеллекта по Г. Гарднера
📖 Лингвистический интеллект
Этот интеллект развивается уже в утробе матери (малыш учится узнавать её голос). В раннем детстве мы сначала изучаем интонационные модели языка, а затем связываем слова с их значениями. В первые годы жизни, приобретая языковой опыт, слушая слова или разговаривая, ребёнок может произнести около трёх тысяч слов на языке, который используется в его окружении.
Ребенок с преобладанием лингвистического интеллекта понимает и воспринимает мир через слова. Люди, проявляющие способности в лингвистической сфере, любят говорить, читать и слушать, а также вести дискуссии. Они выражают себя, используя богатый словарный запас, хотят быстро учиться и даже придумывают новые слова. Такие люди изучают иностранные языки с лёгкостью, потому что у них хорошая слуховая память.
🏧 Математический и логический интеллект
Дети с преобладающим типом математического и логического интеллекта начинают понимать значение символов в раннем детстве. Они умеют решать задачи, требующие логического мышления. Они разбираются в абстрактных отношениях, легко замечают причинно-следственные связи, умело их выстраивают и классифицируют.
Согласно исследованиям, проведенным в Польше, 58% дошкольников проявляют математические способности и демонстрируют математическую направленность ума. К сожалению, большинство родителей и учителей либо не замечают данной предрасположенности, либо не знают, как её развить.
🚴♂️ Интеллект движения (кинестетический)
Люди с преобладанием этого типа интеллекта любят спорт, охотно выполняют физические упражнения, быстро осваивают различные спортивные дисциплины. У них прекрасная зрительно-моторная координация и хорошо развитое чувство равновесия. Физическая активность придает им энергию, пробуждает волю к действию, стимулирует и поддерживает мышление, добавляет энтузиазма и вдохновляет.
Двигательный интеллект не следует отождествлять с гиперактивностью или СДВГ.
📉 Визуальный и пространственный интеллект
Дети с этим типом интеллекта хорошо развиты, хорошо ориентируются в пространстве, обладают способностью воспринимать детали окружающего мира, чувствительны к цветам, формам, линиям и пространству. О таких людях часто говорят, что они «думают картинками». Они отличаются высокой эстетической чувствительностью и художественным чутьем. Они быстро учатся пользоваться картами, схемами, таблицами. Им нравится рисовать, лепить, моделировать, создавать пространственные формы и пробовать различные художественные техники.
Этот тип интеллекта очень часто недооценивается в школе, и дети с визуально-пространственными способностями считаются плавающими в облаках и испытывающими трудности с концентрацией внимания.
🌱 Естественный интеллект
Людей с преобладанием естественного интеллекта часто интересуют экология и проблемы современного мира, связанные с вопросами защиты окружающей среды. Они с удовольствием осматривают окрестности, исследуют мир растений и животных, коллекционируют картины на которых изображена природа, а также фильмы и книги. Им нравится учиться и работать, а также отдыхать на природе.
🎹 Музыкальный интеллект
Этот тип интеллекта проявляется раньше других. Примерно к двум годам уже можно наблюдать у ребёнка проявления музыкальных способностей. Это слуховая чувствительность ко всем типам звуков, а не только к музыке. Люди с доминирующим музыкальным интеллектом обладают чувством ритма, они также легко запоминают мелодии. Им нравится слушать музыку, петь, играть на инструментах и издавать звуки с помощью, так называемых не музыкальных предметов. У них хороший музыкальный слух, высокая музыкальная чувствительность, они могут читать эмоции, выражаемые музыкой, легко запоминают мелодии песен и звуковые последовательности музыкальных произведений.
🤝 Межличностный интеллект
Люди с представленным типом интеллекта любят и умеют работать в команде, легко устанавливают социальные контакты, общительны, понимают потребности других и реагируют на них. Их воспринимают как лидеров, потому что у них наблюдаются лидерские качества. Они могут сглаживать конфликты, обладают навыками ведения переговоров и посредничества, а также способностью находить компромиссы.
👨🎓 Внутриличностный интеллект
Это способность понимать свои собственные чувства, потребности и опыт, которая проявляется в способности сознательно планировать своё поведение и управлять им, ставить цели и достигать их. Люди, действия, которые основаны на внутриличностном интеллекте, независимы, знают и сознательно используют свой потенциал.
Теория Г. Гарднера называется глубоко гуманистической, она предлагает нетрадиционный взгляд на ребёнка и его способности к образованию. Теорию Гарднера впервые использовали учителя, работающие с детьми на этапе дошкольного образования, следующей группой были учителя, работающие с детьми, у которых имелись проблемы в обучении, и с детьми, считающимися одаренными. Следующей группой были учителя и владельцы частных школ, которые искали новые подходы к обучению, тем самым выделяя свои школы среди других.