Вчера Игорь — автор «Блога ЖД фотографа» — выпустил статью с интересным взглядом на проблему снегоборьбы в крупном городе:
Там, помимо прочего, есть толика его опыта срочной службы:
"А если в вашем городе нет денег, чтобы заплатить простым гражданам, то всегда можно задействовать военнослужащих-срочников из ближайшей части Росгвардии. Как человек, отслуживший в одной из таких частей, заявляю с уверенностью: каждый день, проведённый за пределами части, считается за праздник, даже если надо перекидать пару самосвалов снега. Уж лучше принести обществу реальную пользу, чем до поздней ночи строить красивые, но даром никому не нужные квадратные сугробы."
Меня же с давних пор гнетёт несколько другая мысль. Вспомним новости прошлых лет:
Около 30 автомобилей оказались заблокированы на трассе Москва – Челябинск в Северном районе Оренбургской области, причиной остановки движения стали снежные заносы, перекрывшие дорогу."
Это новости с трассы Москва — Челябинск, то есть, на секунду, федеральной трассы М5! Несмотря на то, что Северный район (недалеко от Бугуруслана) лежит довольно далеко от Казахстана, примерно в 300 км, и государственная защитная лесополоса стоит стеной — но знаменитый казахстанский степной климат достаёт и туда. В XXI веке на федеральной трассе автомобили заваливает снегом как куропаток.
Или вот новости от 2016 года:
"07.01.2016
<...> ...нашли в поле, промахнулся 300 метров от машины, и эта пара с малышом, которых позже на скорой отправили в Оренбург. <...> Второго числа в 23:45 у них кончился бензин и их сильно завалило снегом. По очереди отогревали малыша своей одеждой".
Немало людей выросло в больших городах и практически не выезжало за их пределы — разве что летом на выходных, им сложно представить, что это такое — оказаться в лёгких ботинках, годящихся лишь нажимать на педали, в жестянке без отопления в 100 км от ближайшего мало-мальски крупного города. А именно такие расстояния в России начинаются восточнее Казани, на подходе к Уралу.
Можно сколь угодно иронизировать с дивана в стиле «раз мало платят — идите в бизнес, трудно жить на востоке — езжайте в Москву», но через тот же Северный район проходит не только трасса М5, но и одно из главных железнодорожных направлений — главный ход Куйбышевской дороги, участок Кинель — Абдулино. По этому ходу идёт основной грузопоток в южные порты, прежде всего Новороссийск, идут контейнерные поезда из Китая, Абдулино — станция смены локомотивных бригад грузовых и большинства пассажирских поездов. Чтобы страна работала — нужна вся страна.
А дорожные службы не всегда справляются с очисткой дорог, если норма осадков превышена в разы. И в то же время в воинских частях простаивают тысячи единиц годной к снегоборьбе техники — как специальных инженерных машин, так и обычных тяжёлых грузовиков, на которые можно установить отвал, которыми можно вытаскивать гражданские машины вплоть до фур.
Нет, я не говорю конкретно о нынешнем времени — сейчас вся возможная техника выполняет более важную задачу. Но посмотрите на даты новостей — 2016, 2021 годы... Да и Задача, будем надеяться, не бесконечна — она будет выполнена и техника ВС РФ вернётся в расположения родных частей. Чтобы... Снова простаивать?
Конечно, тут нужно решить массу вопросов — сколько техники можно выводить, а сколько необходимо для несения боевого дежурства, за чей счёт запускать топливо и так далее. Ведь ни в одном уставе нет ничего о снегоборьбе. Откроем хотя бы оглавление учебника сержанта инженерных войск 1989 года: он рассказывает о разрушении дорог, о ремонте и восстановлении военных дорог, есть отдалённо похожий на правду параграф «Проделывание (уширение) и обозначение проходов в заграждениях и разрушениях, устройство переходов через препятствия», но даже в нём ничего не сказано о снеге.
Значит, разовым приказом тут обойтись сложно, попахивает изменениями в руководящих документах, чтобы они соответствовали хорошему лозунгу «Народ и армия едины». Аэродромный агрегат электропитания АПА-5Д — довольно тяжёлая машина на шасси Урал-4320 — или знаменитый гусеничный МТ-ЛБ с навешенной «лопатой» справятся с сугробами лучше коммунального неполноприводного КАМАЗа. Тяжёлый 4-осный тягач МАЗ, отцепленный от комплекса С-300, шутя вытащит любую фуру даже без балласта.
Но на такое нужна команда с самого верха. Будет ли она дана когда-нибудь? Что скажете?
— — — — — — —
Новые статьи канала — в объединённой Телеграм-группе «Всё, что движется»:
Все статьи по темам — в общем оглавлении: