К управлению эмоциональными состояниями возможно применение нескольких подходов:
– ментальный;
– физиологический;
– социальный;
– культурологический;
–основанный на измененных состояниях сознания;
– естественно-природный;
– фармакологический.
Ментальный подход – это использование мышления для создания ментальных моделей по управлению эмоциями. Ментальные модели могут быть построены на логических суждениях, образах, словах и словосочетаниях (вербальных моделях).
Физиологический (соматический) подход – использование возможностей физиологии, тела. Это связано с тем, что имеется тесная связь между физиологией человека и эмоциями. Так для страха характерно мышечное напряжение, сердцебиение, болевые ощущения в желудке, стеснение дыхания. Напротив, для наслаждения – расслабленность мышц, свободное дыхание, тепло в теле. Следовательно, можно понаблюдать за собой, определить – какие группы мышц обычно напряжены, какие напряжены в определенных ситуациях и, соответственно, поработать с телом.
Социальный подход. Хотя, в зону ответственности эмоционального интеллекта входят собственные эмоции, тем не менее, поскольку человек – существо социальное, проявления собственных эмоций зависят от внешних, т.е. эмоций других людей. Соответственно, создание благоприятной, дружественной социальной среды (прежде всего, ближней) является способом управления своими эмоциями.
Культурологический – подход, основанный на воздействии средствами искусства – театра, живописи, музыки, кино, фотографии, литературы.
Он является продолжением социального подхода, проявляющегося через искусство.
Здесь используются два метода:
1) созерцательный, который заключается в рассмотрении, созерцании произведений искусства с переживанием, эмпатией, энтелехией;
2) деятельный – самостоятельное создание произведений искусства, пусть даже путем подражания в слабой художественной форме; непосредственное участие в художественной деятельности – театр, вокал, кино…
Подход, основанный на использовании измененных состояний сознания: подсознании, сверхсознании, гипнотическом состоянии, глубоком аутотренинге, медитации, высших ступенях йоги (дхьяна, самадхи), осознанных сновидениях. При этом применяются определенные психотехники, внешнее воздействие на человека другим человеком (гипнотизером) или техническими средствами (майнд-машины, специальные компьютерные программные средства). При использовании этого подхода важно умелое управление восприятием – волевое внимание – в частности, как умение в сильной степени концентрироваться на объекте внимания, так и абсолютно рассредоточивать свое внимание.
Естественно-природный подход – это приближение человека к природе, ее созерцание, вживание в мир природы, энтелехия. Это обостряет ощущения человека, усиливает его репрезентативную систему, гармонизирует эмоциональный мир, дает эмоциональный отдых, чувственную возвышенность.
Фармакологический подход – это использование различных лекарственных и наркотических препаратов, которые химическим путем изменяют состояние определенных участков мозга. Например, воздействие психотропных средств на гипоталамус для смягчения негативных эмоциональных состояний.
Выдержки из книги: «Развивай эмоциональный интеллект: наша жизнь – это эмоции! Расскажу, что и как».
Ссылки на мои книги:
1. «Интеллект и информация: назначение, содержание, работа»
https://ridero.ru/books/intellekt_i_informaciya_naznachenie_soderzhanie_rabota/
2. Интеллектуальный капитал: содержание и формирование. Мини-пособие
https://ridero.ru/books/intellektualnyi_kapital_soderzhanie_i_formirovanie/
3. «Развивай интеллект восприятия! Твой помощник по совершенствованию»
https://ridero.ru/books/razvivai_intellekt_vospriyatiya/
4. «Развивай эмоциональный интеллект: наша жизнь – это эмоции! Расскажу, что и как»
https://ridero.ru/books/razvivai_emocionalnyi_intellekt_nasha_zhizn_eto_emocii/
5. «Мышление в системе интеллекта»
https://ridero.ru/books/myshlenie_v_sisteme_intellekta/
5. «Креативный интеллект (о творчестве и креативности)»
https://ridero.ru/books/kreativnyi_intellekt/
Прочту познавательные лекции в Казани:
1. «ИНТЕЛЛЕКТ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, НАЗНАЧЕНИЕ»
2. «ИНТЕЛЛЕКТ ВОСПРИЯТИЯ: СТРУКТУРА, ПРОЦЕСС, РАЗВИТИЕ»
3. «МЫШЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ИНТЕЛЛЕКТА»
4. «МНОГОФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ»
5. «ТВОРЧЕСТВО И КРЕАТИВНОСТЬ»