В настоящее время популярность народной медицины достаточно высока. Многие люди верят в целительные методы лечения, идущие из глубокой старины. Хватает и верующих в мистические силы, которые могут помочь при тяжкой болезни. В связи с этим весьма интересная статья о народных наговорах при болезнях, которая была опубликована в «Смоленском вестнике» в 1912 году. Давайте почитаем. Автор приводит как раз эти самые наговоры, которые он записал в Краснинском уезде Смоленской губернии.
«В ряду суеверий в обыденной крестьянской жизни довольно видную роль играют и до настоящего времени так называемые "наговоры" деревенских знахарей. От каких только болезней нет наговоров! От "чемери" (болезнь живота), от "почечуя" (болезнь копыта у лошади), от укушения змеи, от укушения бешенным животным, от кровотечения, от вывиху и т.д., и т.п. "От всяких болезней есть наговоры, - говорят некоторые остряки, - какие бывают и какие не бывают". Каждой болезни своеобразное название: "чемер, почечуй, золотник, жвона" и т.д. А какая же несуразность слышится в этих "наговорах"! Для примера я приведу здесь несколько таких «наговоров», записанных мною со слов одной деревенской "знахарки", которые, по ее словам, имеют очень большую силу и вылечивают человека от таких болезней, от которых ни один доктор не может вылечить. Вот образчики таких "чудодейственных наговоров".
1) От "чемери" (болезнь живота): "Мать Пречистая, Царица небесная, заступи, сохрани, помилуй (имя больного). Заговариваю, уговариваю чемер-чемерицу урошную, приговорную. Святой Михаил Архангел небесною силою, копьем пробивает белый горячий камень на Синем море. На том камне тесовая кровать; на той кровати качают яблочко золотое-серебряное и выкачивают чемер-чемерицу страшную, урошную, переперзшную, перемолченую, приговоренную, утешную, смешную, из ярых воч, из белых воч, из детиных воч, из … (идет нецензурное слово) воч, из мужних воч, из бабских воч. Не сам я собою, Господом Богом, Мать Пречистую призываю на помощь святыми руками эту ярость-болезнь от румяного лица, от буйные головы, от ретивого сердца. Мой дух легок, дай Бог легче". Читается 3 раза. Наговаривается на воде или хлебе.
2) От "почечуя" (болезнь копыта у лошади): "Прошу я его и молю я его, Царь мой почечуй, мой царь почечуй, грозный почечуй, милостивый почечуй, и прошу я тебя, и молю я тебя твоей крови горячея и уговариваю твоею кровью горячею и заговариваю со всех твоих жил и выпущаю я тебя на буйный ветер (называется цвет шерсти лошади). Прошу я тебя от сырыя кости, боли. Аминь". 9 раз.
3) От вывиха: "На моху, на потоке, на Синем море, на лукоморье лежит белый камень; на том белом камне злом-узломище, под камнем царица, а на камне водица, Лука, Марка и Иван исцелите и простите (имя)". 6 раз.
От кровотечения: "Шла Пречистая Мати на Синее море крови зашувляти ни с секирою, а с обухом ни вдати, ни взяти. Остановися у (имя) кровь на ране, как Христос на Иордане". Читается не дыша 9 раз.
А вот еще один смехотворный образчик причитывания бабки, когда она парит в бане женщину, только что разрешившуюся от бремени. "Золотник золотой, золотник серебряный, ведерцы новенькие, почепочки шелковенькия, коромысло вербовенькое. Как этому коромыслу воду не носить, так этому золотнику по животу не ходить. Стань золотник остановись и на место садись. Не сама я собою, Господом Богом (приказываю). Мать Елена, дочь Мария Иисуса Христа спородили, весь свет сокрепили, сокрепите и простите (имя больной); ее Царица Небесная спородила, золотнику место благословила. Стань золотник оставись! Как лежал белый камень не рылся, так и ты, золотник, не рыйся, на месте садися" и т.д. Дальше идет еще большая несуразность.
Можно было бы привести массу подобных «наговоров», но для этого потребовалось бы много и времени, и места. Подобные «наговоры» существуют в нашем уезде еще повсеместно.
Есть у нас еще и такие уголки, где глубоко верят до последних дней в колдунов, ведьм, леших, домовых, водяных, русалок и т.д.».
Вот такая первобытная магия. Не буду по ее поводу иронизировать, как автор публикации, ибо магия – вещь темная и опасная. Лучше ее без особой нужды не трогать. Единственное, что хочется сказать, эти магические тексты, несомненно, составляют часть нашей культуры, они экспрессивны и по-своему художественны. Жаль, что автор так мало их опубликовал. Надеюсь, что современные исследователи народной культуры, фольклора сделают старинные «наговоры» предметом изучения.
Источник: И.Л. Краснинский уезд («Наговоры») // Смоленский вестник. 1912. 8 марта. №55. С. 5.