Найти тему
Парламентская газета

К производству органических продуктов подключится наука

  Софья Сандурская / АГН Москва
Софья Сандурская / АГН Москва

К 2030 году Россия станет европейским лидером по производству экопродукции. Способствовать этому сможет дальнейшее совершенствование законодательства, которое защитит экопродукцию от подделок, а ее выращивание сделает более эффективным. О том, что изменится в ближайшее время на рынке такой продукции, в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин​.

Опережая Европу

Уже сегодня наша страна выпускает органических продуктов больше, чем пять ведущих европейских государств. С вступлением в силу с 1 января 2020 года закона об органической продукции активно растет производство отечественных экологически чистых продуктов питания. «Краснодарский край, Воронежская, Московская области и еще 46 регионов поставляют на рынок более полутора тысяч наименований органической продукции», — отметил Сергей Митин. При этом внутренний рынок далек от насыщения. «Спрос на этот вид продукции стабильно высокий», — констатирует сенатор.

По его мнению, отечественный потребитель все чаще отдает предпочтение российским органическим продуктам. Узнаваемость отечественных брендов растет, в том числе и благодаря ставшему ежегодным «Национальному конкурсу органической продукции», проводимому под эгидой палаты регионов, на котором происходит отбор лучших российских продуктов в этом сегменте.

О том, что ожидает рынок органической продукции в будущем, расскажут показатели Стратегии развития этого сегмента агропроизводства, которая принята Правительством в июле. «Этот важный документ устанавливает целевые показатели в отрасли. И по некоторым из них рост очень внушительный», — рассказал сенатор. Например, ввод в оборот сельхозземель, используемых для производства органической продукции, к 2030 году должен достичь более 4 миллионов гектаров, сейчас этот показатель равен 656 гектарам. Более чем в 7 раз вырастет и экспорт (с 3,7 до 28 миллиардов рублей).

Такой земли, как в России, нет нигде

«Органическая продукция должна войти в ряд приоритетных направлений нашего агроэкспорта, наравне с пшеницей, подсолнечником и рыбой», — уверен Сергей Митин. Он призывает не верить скептикам, которые уверяют, что российской продукции будут чинить препятствия на зарубежных рынках. «Экспортные потоки сегодня переориентируются. Взамен европейских покупателей все больший объем нашей оргпродукции готовы потреблять Китай, Саудовская Аравия, Эмираты и Турция. Более того, совсем скоро в очередь за нашей продукцией и европейские страны встанут. Ведь для производства органики нужна экологически чистая почва, которая не загрязнена пестицидами, а таких земель в Европе практически не осталось», — отмечает сенатор. При этом он считает, что главная проблема для наращивания экспорта — это даже не поиск новых направлений, а укрепление доверия к отечественным брендам. Это касается не только внешнего, но и внутреннего рынка.

Откуда родом эковиски

«Очищение рынка от псевдоорганической продукции — серьезная задача», — отмечает сенатор и напоминает, что органическое производство — это строгое соблюдение экологических стандартов (при выращивании овощей не допускается не только применение пестицидов, но даже на первый взгляд безобидной гидропоники). Однако многие недобросовестные производители закрывают глаза на эти требования и помещают на упаковках своего товара, произведенного традиционным способом, заветные для покупателя слова: «органик», «эко», «био» и т.д.

По оценке Роскачества, из общего количества органической продукции на внутреннем рынке стоимостью 27 миллиардов рублей только половина отвечает требованиям законодательства и имеет соответствующий сертификат подтверждения. «Законодательное решение по этой ситуации уже принято, — сообщил Митин, — с 1 сентября следующего года, если производитель указывает на упаковке слова «био», он должен представить сертификат органической продукции. То есть просто так жонглировать словами в рекламных целях уже не получится». Ну а что касается таких «удивительных» продуктов, как произведенные в России органические тростниковый сахар, кофе или даже виски, то к таким производителям будут применены меры как к распространителям фальсификата, и они рискуют угодить в соответствующий черный список.

В Совете Федерации идет работа и еще над одной поправкой в законодательство об органической продукции. «Некоторые избыточные требования к производству могут быть смягчены, но для принятия такого решения необходимо научное заключение», — пояснил Сергей Митин.

Дело в том, что высокие экологические стандарты такого производства делают органическую продукцию штучным и стало быть очень дорогим товаром. Помочь может повышение эффективности производства, но при сохранении его экологичности. Без новых технологий тут не обойтись. Поэтому над проблемой ученые работают сейчас во многих странах. Российская наука также намерена подключиться к исследованиям. Есть и конкретное направление. «Сейчас законодательством об оргпродукции запрещено использование ионизации, между тем ее лучи защищают растения от вредителей, а также способствуют более быстрому их взращиванию. Если исследования ученых докажут безвредность ионизации для человека, законодательное ограничение можно будет снять, и применение этого метода значительно повысит эффективность производства экопродуктов и позволит снизить цену на них», — рассказал Сергей Митин.