Эта статья про скучный бизнес — про планы и отчёты, которые кажутся самой утомительной частью работы. Но необходимой. Разберёмся, как они могут помочь в развитии стартапа. Ну и как всегда выясним — как там бизнес?
Я уже писала о том, что стартап — это достаточно гибкая система, в которой всегда проверяется гипотеза. Вы должны быть готовы к изменениям и быстрым решениям. Но тогда возникает вопрос: зачем стартапу чёткое планирование?
Планирование нужно не бизнесу или инвестору, а лично вам
Отсутствие плана может привести к хаосу и непониманию, где вы сейчас находитесь. Чтобы не тратить лишнее время, заранее пропишите чёткий понятный план и подготовьте форму отчётности. Тогда вам не придётся править десятки вариантов документов для инвестора. Или усиленно контролировать качество работы отдельных сотрудников.
Документ, который вы составили на начальном этапе проекта, нельзя считать конечной точкой. План может и должен видоизменяться и актуализироваться в процессе работы.
Но если вы корректируете план, посмотрите, на что это может повлиять в дальнейшем. Вдруг это изменит объём финансирования, сроки или результаты конечной работы. Дважды оцените, насколько эти изменения актуальны, а не являются хотелкой инвестора или просто поспешным решением. Ведь, изначально составляя план, вы же на что-то ориентировались? Почему именно сейчас возникло желание перемен?
Как выглядит грамотный бизнес-план
На самом первом этапе — это обобщённое описание продукта с примерными этапами его реализации. Затем вы его конкретизируете. Расписываете каждый шаг и подробно обосновываете, почему хотите сделать именно так и для каких клиентов такое решение будет полезным.
Соответственно, если у вас ещё нет понимания, кому продавать, не начинайте разрабатывать бизнес-план. Сначала изучите свою целевую аудиторию.
Грамотный бизнес-план также содержит в себе сроки, объём необходимых инвестиций, количество и квалификацию сотрудников на каждом этапе реализации. Подрядчики, необходимые активы — всё это вы тоже включаете в план.
Бизнес-план не должен существовать в одном варианте. Распишите как минимум три. Реалистичный — тот, по которому вы планируете идти. Пессимистичный — тот, к которому может привести жизнь. И оптимистичный — тот, в котором на вас свалятся миллиарды.
Три варианта бизнес-плана
Когда готовите реалистичный план и выбираете оптимальный путь, не забудьте заложить риски в размере 20% (о них я уже писала, но не устану напоминать, потому что это важно). Это могут быть финансовые риски, сроки или сложности, которые могут возникнуть, а также варианты их решения.
Параллельно ведите плановую отчётность, чтобы вы могли видеть отклонения от первоначальных расчётов. Или, наоборот, периоды, когда опережаете их.
Если вы отстаёте от своего бизнес-плана, это не означает, что вы — плохой управленец. Для этого могут быть разные причины: некорректно поставлены задачи, сложности с поиском людей в команду, проблемы с логистикой и поставкой оборудования. Всё это нужно учесть в документе и предвосхитить решения, которые вы будете принимать, если такие ситуации возникнут.
Например, нанимать специалиста по управлению станками в то время, когда сам станок до вас ещё не доехал, — сомнительно. Поставка может затянуться. От специалиста, конечно, можно отказаться или отсрочить его работу. Но есть риск столкнуться с негативом и потерять хорошего специалиста.
Пессимистичный бизнес-план — как характер у мальчика-подростка: содержит в себе ВСЁ САМОЕ ХУДШЕЕ. И инвестор как терпеливый родитель должен его принять и утвердить. Потому что всё, указанное там, может случиться: инвестору понадобятся дополнительные инвестиции, вам — сдвинуть сроки запуска. Вы оба должны быть готовы к таким сценариям.
Составляя бизнес-план, ориентируйтесь на сезонность спроса и предложения. Она часто встречается в различных направлениях бизнеса. Запуск вне сезона может дать как положительный, так и отрицательный результат. Из плюсов — вы сможете доработать продукт и решить проблемы, которые возникли в момент запуска.
Отрицательный момент — есть вероятность выйти на рынок раньше времени и получить негативный отклик. Потерять деньги и потенциальных клиентов, а заодно вдохновить конкурентов создать альтернативный продукт. В такую ловушку можно попасть с крупными игроками рынка.
И третий сценарий бизнес-плана — оптимистичный. Зачем он нужен, если всё и так идёт хорошо? Дело в том, что этот вариант показывает, на каком шаге вы сэкономили время и деньги, которые можете использовать для дальнейшего развития проекта.
Возможно, в рамках оптимистичного бизнес-плана вы найдёте ресурсы на ускорение следующего этапа. Например, привлечёте нового сотрудника или дополнительного эксперта, который сможет скорректировать текущую работу и дать стимул для запуска/перезапуска/расширения. Может быть, с этим планом вы увидите возможность охватить новые регионы и направления.
Оптимистичный сценарий развития поможет не утонуть в эйфории от того, что вы опережаете свой реальный план. Он даст чётко понять, где вы оказались в плюсе и как это использовать.
Почему нужны отчёты
Если вы не будете готовить отчёты для инвестора, то в момент, когда возникнет какая-либо проблема, столкнётесь с негативом в свою сторону. И всё равно придётся составлять эти отчёты заново, восполняя пробелы, вспоминая задачи, ответственных и что вообще происходило.
Есть правило: когда инвестор-партнёр примет у вас отчёт, подпишите документ и больше к нему не возвращайтесь. Если отчёт составлен открыто и понятно, то в критические моменты или во время конфликта вы всегда будете в выигрышном положении. В будущем подписанные отчёты и бизнес-план помогут защитить вас, проект и ваши интересы.
При составлении отчётов учитесь делегировать. Не взваливайте их написание только на себя. Отчётность должны вести и сами сотрудники. Потом вам же будет проще сводить на основании этих данных всё в глобальный отчёт для инвестора.
Получайте данные от программистов, соотнесите трекер задач с намеченным планом, чтобы оценить объём выполненных и предстоящих работ.
Если это технический отчёт — предъявляйте требования к подрядчикам. Получайте от них отчёты об оборудовании: в каком состоянии оно находится, в какие сроки будет доставлено.
Финансовые отчёты требуйте от бухгалтерии, которая контролирует выдачу денег и отвечает за факт оплаты и подтверждение операций.
Итоги
Как бы вы не отмахивались от составления планов и отчётов, это всё равно важно делать. Эти документы структурируют работу, избавляют от хаоса, помогают с минимальной энергозатратностью контролировать этапы проекта и сотрудников.
Что важно запомнить:
✓ Составляя бизнес-план, продумайте три сценария: реалистичный, пессимистичный и оптимистичный.
✓ Не пишите все отчёты в одиночку — делегируйте по зонам ответственности и работайте с собранными данными.
Поймите, грамотно составленные отчёты и бизнес-план для вас и вашего инвестора — это карта, которая обязательно приведёт к сокровищам.
★★★★★
Есть вопросы? У меня есть ответы :) Спрашивайте в комментариях — я на связи.
Кстати, эта статья написана по мотивам девятого выпуска нашего подкаста «Как там бизнес?» Послушать его можно по ссылке.
Подписывайтесь, читайте нас на Дзене и в соцсетях, смотрите на YouTube и слушайте в наушниках. Мы рады делиться полезным и интересным. Пока-пока!