Этот текст о том, как подготовиться к запуску стартапа, чтобы точно дойти до финиша. Воспринимайте статью как подробный чек-лист, с которым можно свериться и убедиться, что, начиная стартап, вы всё делаете правильно.
Где взять идею, чтобы начать свой бизнес: ждать вдохновения или красть у инфоцыган?
Муза может к вам никогда и не прийти. А человек, который делится своими «уникальными прогрессивными» бизнес-идеями, вызывает много вопросов. Подумайте: хочет ли он, чтобы заработали именно вы? Или всё-таки он планирует по-быстрому срубить бабла на вас?
Поиск идеи — целая наука. Она требует кропотливости, въедливости и умения относиться к своим задумкам критично.
Важно сразу понять: вы создаёте бизнес не для себя, а для людей. Поэтому именно их потребности должны стать основным источником вдохновения. Даже если люди ещё не знают о том, что им это нужно.
Погуглите, что ищут в интернете, какие тренды сейчас присутствуют на рынке, где вы можете увидеть высокий ажиотаж. И главное — не бойтесь конкуренции. Иногда на первый взгляд незначительная фишка может поставить вас на пьедестал. Дьявол кроется в деталях.
Когда вы найдёте свою идею, определите целевую аудиторию, которая будет основным потребителем продукта. Потому что именно эти люди будут приносить вам деньги.
Теперь у вас есть идея и люди, которые готовы за неё платить. Следующий шаг — изучить конкурентов и понять, в чём УТП (уникальное торговое предложение) вашего продукта.
Что такое УТП?
Это то, что заставляет людей выбирать именно ваш продукт и отличает его от других. А что, если нет этих «других»? Что, если вы не смогли найти конкурентов в своей стране? WOW, вы отыскали золотую жилу! Теперь все деньги мира в ваших руках… Я шучу.
Если конкурентов нет –– проработка идеи требует сверхосторожности. Возможно, ваша задумка не интересна по какой-то причине жителям и гостям конкретно региона. Это могут быть экономические, этнические, климатические или какие-то иные особенности. Либо вы не знаете конкурентов, потому что ребята попробовали, но успеха не случилось и наши герои канули в небытие.
Если же вы уверены, что дело в новизне идеи, то ваш путь становится ещё более тернистым и рискованным — как у любого первопроходца. Посмотрите, не опережаете ли вы своё время, чтобы не оказаться на кострах инквизиции.
Было много примеров, когда люди предлагали инновационные решения, которые оказывались слишком дорогими в реализации или не поддерживались технологической базой того времени. Например, лампочка. Только со временем развитие технологии позволило вместо дорогой платины использовать более бюджетный вольфрам.
Есть простой пример, когда хороший стартап — это не создание чего-то нового, а совершенствование уже имеющегося продукта с применением новейших технологий. Такси было всегда, но UBER — это ведь тоже такси, не правда ли? Тогда почему сейчас название сервиса — имя нарицательное? Компания создала целую парадигму уберизации, дав толчок для создания множества стартапов с похожей идеей для разных направлений бизнеса.
Оцените возможности реализации
Следующий шаг — это оценка возможностей для конечной реализации идеи. Запаситесь бумагой, чтобы описать свои замыслы и отметить, в каких моментах вам не хватает компетенций и сил на их реализацию. Оцените стоимость той части работ, оборудования и материалов, которые вам потребуется заказать на стороне. Посчитайте примерную стоимость команды для реализации проекта.
Прикиньте сроки и сформулируйте цели для запуска продукта. Получив конечные данные, возьмите запас не менее 20%. А теперь посмотрите остатки на своих счетах и оцените: готовы ли вы и дальше финансировать свой продукт деньгами, временем, связями и силами?
Приготовьтесь к тому, что проект взлетит не сразу. И понадобятся дополнительные усилия, к которым вы сейчас не готовы. А возможно, реализация проекта в рамках вашего небольшого стартапа — это утопия.
Например, сколько уже было создано очков для погружения в метавселенные. Но массово они до сих пор не зашли, так как многим просто непонятны. И только крупные корпорации ждут того самого момента, когда люди примут этот «дивный новый мир».
Поэтому иногда стоит вовремя отказаться от своей идеи или отложить её до лучших времён. При должном креативе задумок у вас будет ещё много.
Ставьте конкретные цели
И не забудьте о самом главном: реальные и измеримые цели — ваша дорожная карта к успеху. Вы должны знать, к чему идёте, и постоянно синхронизировать ожидания с реальностью.
Результаты стартапа всегда зависят от того, какие вы ставите перед собой цели. Да, они могут меняться — это нормально. Потому что стартап — это всегда проработка гипотезы. Вам нужно быть гибким и готовым пробовать новые решения. Если что-то идёт не так, проанализируйте свои неудачи и начните делать по-другому.
Успех и везение
Кроме того, успех стартапа на треть состоит из вашего везения. Вы можете продумать всё до мелочей, просчитать все риски, иметь хороший запас терпения, времени и денег, но реальность — штука суровая.
Она приготовит для вас свой локдаун, СВО или мобилизацию, которые в зависимости от вашей идеи могут вознести проект до небес или разбить о землю. Но даже в самой худшей ситуации продуманное решение и готовность быстро адаптироваться увеличит шансы стартапа на выживаемость.
Итоги
Кратко резюмируем всё, что сказано выше. Как готовиться к запуску стартапа?
- Не ждите музу, ищите идеи самостоятельно
- Помните, целевая аудитория стартапа — не вы, а люди, которые будут приносить вам деньги
- Знайте своих потребителей в лицо
- Изучите конкурентов и найдите своё УТП
- Задумайтесь об актуальности вашей идеи, ищите недостатки
И последнее. Запаситесь терпением, всё просчитайте. Ну, и повесьте подкову на удачу.
★★★★★
Есть вопросы? У меня есть ответы :) Спрашивайте в комментариях — я на связи.
Кстати, эта статья написана по мотивам третьего выпуска нашего подкаста «Как там бизнес?» Послушать его можно по ссылке.
Подписывайтесь, читайте нас на Дзене и в соцсетях, смотрите на YouTube и слушайте в наушниках. Готовы делиться полезным и интересным. Пока-пока!