Что такое кассовый чек
Согласно закону 54-ФЗ кассовый чек — это первичный документ, сформированный в электронной форме или напечатанный с помощью кассовой техники, когда продавец и покупатель рассчитываются между собой.
В правильном чеке есть информация о расчете и подтверждение этого факта. Кроме того документ соответствует требованиям ФЗ РФ о применении контрольно-кассовой техники (далее ККТ).
Кассовый чек формируют по таким операциям:
- долги;
- авансы;
- зачеты;
- коррекции;
- перерасчеты;
- оплаты.
По каждому поступлению денег в кассу обязательно нужно сформировать чек. Только этот документ подтверждает факт движения средств.
Делать ли чеки после РКЦ
Разберем особенности выдачи чеков при работе с посредниками.
Представим стандартную ситуацию. Физическое лицо платит за услуги Х рублей. Платеж прошел через онлайн банкинг и попал в расчетно-кассовый центр (далее РКЦ). РКЦ перевел деньги управляющей компании (далее УК), а она разделила сумму Х на части и отправила нескольким контрагентам.
Иногда через управляющую компанию проходит не вся сумма. В ряде случаев РКЦ сразу перечисляет платежи нескольким контрагентам и только часть переводит в пользу управляющей компании.
Какие чеки должны быть выписаны в такой ситуации
Каждая организация отчитывается в налоговую индивидуально за себя. И у ФНС не возникает вопросов, что это платеж за один и тот же товар. Инспектор видит сумму, которая прошла через кассу и требует подтвердить каждую операцию оформленным чеком.
Если физическое лицо решит заплатить за услуги Х рублей через терминал, ситуация никак не поменяется. Все участники процесса должны выдавать кассовые чеки на поступающие суммы.
Делать ли чеки при непрямых оплатах
Непрямые оплаты осуществляются: через РКЦ, терминал, мобильное приложение, т.е., если вы собираете платежи от покупателей не напрямую, а через своего агента.
Вне зависимости от того, как к вам приходят деньги, даже если они приходят через РКЦ, налоговая видит только суммы, а должна еще и видеть детали. Поэтому в чеках необходимо указывать максимально подробную информацию.
По сути эти первичные документы становятся новой электронной отчетностью. Налоговой нужна эта информация, потому что она собирает ее в разрезе каждого юридического лица.
Поэтому все приходящие платежи нужно фискализировать. В противном случае налоговая не увидит всей полноты картины и будет вправе применить штрафные санкции. Например, за неправильно оформленный чек.
Что произойдет, если не фискализировать часть операций
Первое и главное последствие не фискализации или неправильной фискализации — это штрафы. Они описаны в кодексе административных правонарушений в статье 14.5:
- за отсутствие кассы;
- за неприменение ККТ или ККМ;
- за неправильные чеки.
В зависимости от ситуации размер штрафа от 25% до 100% от суммы. А наказание за один неправильный чек от 5 000 до 10 000 рублей.
Второй важный момент — информация, поданная организацией в налоговую в виде отчетов, проверяется по фискализированным чекам.
И здесь есть риск попасть на большой штраф или доначисление обязательств. Это происходит, если часть чеков идет через компанию транзитом, доход по чекам может быть значительно выше, чем в декларации. Налоговая видит этот момент и просит доначислить сумму обязательств плюс уплатить штрафы, чтобы закрыть занижение этих самых обязательств.
Если бухгалтерия при этом, сошлется на неправильные чеки, штраф могут выписать уже на суммы, которые указаны в первичных документах. И в этот момент уже нужно брать в руки калькулятор и считать, какую сумму выгоднее заплатить в пользу налоговой: недоначисленные налоги плюс пеня или штрафы за неправильно выписанные чеки.
Простой пример
Доход по декларации 15 000 000 рублей. Доход по чекам 18 000 000 рублей. В такой ситуации ФНС фиксирует занижение налоговых обязательств, просит доначислить разницу в 3 000 000 рублей, уплатить с нее налоги и положенные по закону штрафы.
Бухгалтеру не нравится такой сценарий развития событий и он пытается объяснить инспектору, что все дело в неправильно составленных чеках. Но в этом случае предприятие автоматически попадает на штрафы за неправильно выписанные чеки.
Допустим, сумма штрафов по ним составит 7 000 000 рублей.
Это 75% от суммы 9 333 333,33 руб., на которую были выписаны неправильно оформленные чеки. Допустим, что это первый такой случай на предприятии и сумма штрафных санкций составила 75%, а не 100% от общей суммы чеков.
В этом случае очевидно, что выгоднее подать уточняющую декларацию и доначислить налоговые обязательства. Но ситуация, в принципе, патовая. Ни одно предприятие не хочет оказаться в таком безвыходном положении.
К счастью, есть способ предупредить настолько негативный сценарий развития событий — делать правильные чеки с учетом требований ФЗ-54. Ни один контрагент не сделает это за вас. Потому что каждый участник финансовых операций выбивает чеки исключительно за себя.
Не все компании располагают нужной информацией, которую обязательно указывать в чеке. Ошибки трансформируются в штрафы.
Для малого и среднего бизнеса не по карману содержать собственные кассовые сервера и закупать лицензионное ПО, единственный способ защититься от расходов на административные нарушения — обратиться к экспертам по разработке специального программного обеспечения и серверов для работы с чеками.
Такой подход гарантирует отсутствие претензий со стороны налоговой службы, связанных с правильностью оформления чеков и достоверностью данных в поданной отчетности. А вы в любой момент будете готовы к плановым и внеплановым проверкам и не понесете неожиданные убытки в неоправданно высоких размерах.