Найти тему
Vallab – Безналичный чек

Кассовый чек: риски в работе, делать ли после РКЦ и при непрямых оплатах

Оглавление

Что такое кассовый чек

Согласно закону 54-ФЗ кассовый чек — это первичный документ, сформированный в электронной форме или напечатанный с помощью кассовой техники, когда продавец и покупатель рассчитываются между собой.

В правильном чеке есть информация о расчете и подтверждение этого факта. Кроме того документ соответствует требованиям ФЗ РФ о применении контрольно-кассовой техники (далее ККТ).

Кассовый чек формируют по таким операциям:

  • долги;
  • авансы;
  • зачеты;
  • коррекции;
  • перерасчеты;
  • оплаты.

По каждому поступлению денег в кассу обязательно нужно сформировать чек. Только этот документ подтверждает факт движения средств.

Делать ли чеки после РКЦ

Разберем особенности выдачи чеков при работе с посредниками.

Представим стандартную ситуацию. Физическое лицо платит за услуги Х рублей. Платеж прошел через онлайн банкинг и попал в расчетно-кассовый центр (далее РКЦ). РКЦ перевел деньги управляющей компании (далее УК), а она разделила сумму Х на части и отправила нескольким контрагентам.

Иногда через управляющую компанию проходит не вся сумма. В ряде случаев РКЦ сразу перечисляет платежи нескольким контрагентам и только часть переводит в пользу управляющей компании.

Какие чеки должны быть выписаны в такой ситуации

Каждая организация отчитывается в налоговую индивидуально за себя. И у ФНС не возникает вопросов, что это платеж за один и тот же товар. Инспектор видит сумму, которая прошла через кассу и требует подтвердить каждую операцию оформленным чеком.

Если физическое лицо решит заплатить за услуги Х рублей через терминал, ситуация никак не поменяется. Все участники процесса должны выдавать кассовые чеки на поступающие суммы.

Делать ли чеки при непрямых оплатах

Непрямые оплаты осуществляются: через РКЦ, терминал, мобильное приложение, т.е., если вы собираете платежи от покупателей не напрямую, а через своего агента.

Вне зависимости от того, как к вам приходят деньги, даже если они приходят через РКЦ, налоговая видит только суммы, а должна еще и видеть детали. Поэтому в чеках необходимо указывать максимально подробную информацию.

По сути эти первичные документы становятся новой электронной отчетностью. Налоговой нужна эта информация, потому что она собирает ее в разрезе каждого юридического лица.

Поэтому все приходящие платежи нужно фискализировать. В противном случае налоговая не увидит всей полноты картины и будет вправе применить штрафные санкции. Например, за неправильно оформленный чек.

Что произойдет, если не фискализировать часть операций

-2

Первое и главное последствие не фискализации или неправильной фискализации — это штрафы. Они описаны в кодексе административных правонарушений в статье 14.5:

  • за отсутствие кассы;
  • за неприменение ККТ или ККМ;
  • за неправильные чеки.

В зависимости от ситуации размер штрафа от 25% до 100% от суммы. А наказание за один неправильный чек от 5 000 до 10 000 рублей.

Второй важный момент — информация, поданная организацией в налоговую в виде отчетов, проверяется по фискализированным чекам.

И здесь есть риск попасть на большой штраф или доначисление обязательств. Это происходит, если часть чеков идет через компанию транзитом, доход по чекам может быть значительно выше, чем в декларации. Налоговая видит этот момент и просит доначислить сумму обязательств плюс уплатить штрафы, чтобы закрыть занижение этих самых обязательств.

Если бухгалтерия при этом, сошлется на неправильные чеки, штраф могут выписать уже на суммы, которые указаны в первичных документах. И в этот момент уже нужно брать в руки калькулятор и считать, какую сумму выгоднее заплатить в пользу налоговой: недоначисленные налоги плюс пеня или штрафы за неправильно выписанные чеки.

Простой пример

Доход по декларации 15 000 000 рублей. Доход по чекам 18 000 000 рублей. В такой ситуации ФНС фиксирует занижение налоговых обязательств, просит доначислить разницу в 3 000 000 рублей, уплатить с нее налоги и положенные по закону штрафы.

Бухгалтеру не нравится такой сценарий развития событий и он пытается объяснить инспектору, что все дело в неправильно составленных чеках. Но в этом случае предприятие автоматически попадает на штрафы за неправильно выписанные чеки.

Допустим, сумма штрафов по ним составит 7 000 000 рублей.
Это 75% от суммы 9 333 333,33 руб., на которую были выписаны неправильно оформленные чеки. Допустим, что это первый такой случай на предприятии и сумма штрафных санкций составила 75%, а не 100% от общей суммы чеков.

В этом случае очевидно, что выгоднее подать уточняющую декларацию и доначислить налоговые обязательства. Но ситуация, в принципе, патовая. Ни одно предприятие не хочет оказаться в таком безвыходном положении.

К счастью, есть способ предупредить настолько негативный сценарий развития событий — делать правильные чеки с учетом требований ФЗ-54. Ни один контрагент не сделает это за вас. Потому что каждый участник финансовых операций выбивает чеки исключительно за себя.

Не все компании располагают нужной информацией, которую обязательно указывать в чеке. Ошибки трансформируются в штрафы.

Для малого и среднего бизнеса не по карману содержать собственные кассовые сервера и закупать лицензионное ПО, единственный способ защититься от расходов на административные нарушения — обратиться к экспертам по разработке специального программного обеспечения и серверов для работы с чеками.

Такой подход гарантирует отсутствие претензий со стороны налоговой службы, связанных с правильностью оформления чеков и достоверностью данных в поданной отчетности. А вы в любой момент будете готовы к плановым и внеплановым проверкам и не понесете неожиданные убытки в неоправданно высоких размерах.