Рыжие волосы — признак безумия и гнева. Черные — разума и справедливости. Слишком белая или красноватая плоть — перед вами негодяй, предатель и развратник. Если к тому же у него большой лоб, маленький подбородок, крупные щеки и обильная шевелюра — нужно бежать как от смерти. Мягкие, нежные волосы принадлежат человеку щедрому, но не слишком разумному. А обильная растительность на груди и животе указывает на дикость, неразумность и несправедливость.
Это не цитаты из современной желтой прессы, а отрывок из «Книги Сидрака», трактата XIII века на старофранцузском языке. Физиогномике — как особому знанию, якобы позволяющему определять по телесным признакам индивидуальный характер людей — придавалось большое значение в Средние века. По мнению анонимного автора трактата, «краткая физиогномика» предназначена для того, чтобы различать хороших и дурных людей. Рыжие волосы, кстати, появляются тут не случайно. Сразу вспоминается, что литературная традиция в Средние века и раннее Новое время наделяла рыжими волосами Каина и Иуду Искариота.
Свою роль в популярности и признании этих псевдонаучных знаний сыграл перевод на латынь приписываемой Аристотелю «Физиогномики», псевдо-аристотелевской «Тайной тайных», а также свода зоологических сочинений Аристотеля в девятнадцати книгах, уделявшего много внимания человеческой анатомии.
Михаил Скот, шотландский переводчик, математик и философ (последняя четверть XII века-ок. 1236), посвятил физиогномике третью часть своего «Введения». Для Скота физиогномика — «секретнейшая наука о природе». Скот советовал императору Фридриху II обратить на физиогномику особое внимание и взять на вооружение в повседневной жизни, указывая, что, ссылаясь на нее в любом разговоре, император будет принят за пророка или святого. Физиогномика обладает великой эффективностью: владея ее методами, император сможет судить о характере своих приближенных, гостей и слуг, понимать глубинный смысл того, что ему советуют, а также будет знать природу животных и научится избегать пороков.
Хотя «секретнейшая наука» не была рассчитана на обычных читателей, довольно быстро она стала достоянием общественности. И вскоре, в том числе благодаря переводу «Тайной тайных» на старофранцузский, проникла из латинских трактатов в дидактическую литературу на народных языках. «Книга Сидрака» или «Книга источника всех наук», дидактический вопросник на старофранцузском языке, предлагал своим читателям блок вопросов, посвященных внешним признакам, по которым можно определить характер и природу человека. Употребляемое там слово «entreseigne» следует переводить именно как «знак», «признак», «символ», «примета» (entreseigne, enseigne, signe, от лат. intersignum, signum). Анонимный автор избегает самого термина «физиогномика» и пишет только о знании всех признаков человека, которое приводится в кратком виде. Это физиогномика, но популярно изложенная в доступном для обычных читателей виде.
Список охватывает глаза (по цвету), ресницы, голос, нос, рот, губы, зубы, шею, ступни и т.п. Его завершает пример наилучшего сочетания признаков в человеке — «лучший образ человека, который когда-либо сотворял Бог». Это человек среднего роста и умеренного сложения, скорее белым, чем красным цветом кожи, черными глазами, аккуратной головой — не слишком большой, но и не маленькой, прямой и соразмерной шеей, мягкими ладонями, длинными пальцами. Голос его чист и также уравновешен, он немногословен и умеет сдерживать смех. При этом природе идеального человека противны занудство и меланхолия, у него лучистый и смеющийся взгляд и он не питает зависти к другим. Этот образ, прежде всего, соответствует принципу соразмерности, equitas. По темпераменту он явно является сангвиником.
Больше текстов про необычные исторические сюжеты, историю и мифологию в кино и сериалах — в моем Telegram-канале Panfilov FM