Проект «Фабрика звезд» стал очень заметным культурным явлением. Фактически, он вызвал культурный шок, почему «Фабрики звезд» и обсуждают до сих пор.
Но если спросить – а как это передача изменила культурное поле, то практически все «говорящие головы» повторяют один и тот же тезис – главное значение «Фабрики звезд» состоит в том, что этот проект привел на эстраду много новых артистов. Тем самым разнообразил отечественный шоу-бизнес, сделал его более многоцветным.
Мол, тогда на отечественной эстраде держали круговую оборону 10-15 немолодых людей, которые из года в год распевали одни и те же песни в одних и тех же костюмах.
Никакой возможности пробиться новым талантам не было, и только когда на российское телевидение пришла Фабрика звезд – открылась дверь возможностей и расцвели все цветы.
Вот, например, как в телепроекте «История российского шоу-бизнеса» об этом говорит глава Первого канала Константин Эрнст, а вслед за ним – еще не ушедшая в сольное плавание Восточная Красавица.
Это, безусловно, очень интересное и аргументированное мнение, у которого, тем не менее, есть один существенный недостаток.
Оно не имеет никакого отношения к реальности.
Безусловная правда в вышесказанном только одна – до появления «Фабрики звезд» в стране действительно не было действенного и стабильно работающего профессионального «лифта» для молодых артистов, гарантированно возносящего их на самые высокие этажи популярности. С запуском нового проекта такой лифт появился. Правда, он работал недолго, и чем дальше – тем хуже, но – работал.
А вот что касается «испарившегося питательного бульона» и «маленькой, узкой и очень не разнообразной» отечественной эстрады - все было с точностью до наоборот.
Нет, я не спорю, что отечественный шоу-бизнес, скажем мягко, представляет собой банду бессмертных упырей, люто ненавидящих любые перемены, из-за чего команды «Голубых огоньков» выступают в стабильном составе не годами даже – десятилетиями.
Но иногда – раз в несколько десятилетий – выстроенная ими глубоко эшелонированная система обороны дает сбой, и в пробитую брешь на эстрадный Олимп прорывается банда молодых и наглых.
Именно этот процесс и происходил непосредственно перед появлением «Фабрики звезд», причем волна обновления была мощнейшей! В этом смысле «Фабрика звезд» вовсе не учинила никакой «смены парадигмы», наоборот - она просто продолжила уже имевшуюся тенденцию. Более того - эти несколько лет на стыке веков дали нам такое яркое созвездие новых имен, что все выпуски всех семи «Фабрик» и рядом не стояли – ну, если по-честному.
На стыке веков практически ежегодно прорывался артист, становившийся если и не эпохой, то уж точно - вехой в истории отечественной поп-музыки. Судите сами:
1999 год – в одночасье первой певицей страны становится вчера еще никому не известная девушка по имени Земфира. Первый альбом практически целиком состоит из хитов и про корабли в моей гавани подпевают от Командорских островов до реки Тисы.
В 2000 году – рождение очередной сверхновой, на гребень успеха взлетает группа «Ленинград». Сергей Шнуров с компанией на долгие годы станут кумирами нарождающегося в те годы офисного планктона: «Когда переехал – не помню, наверное, был я бухой…».
В 2001 году волна российского шоу-бизнеса едва ли не первый раз перехлестывает за границы бывшей «одной шестой» суши. Иван Шаповалов, бывший детский психиатр из Саратова, раскручивает группу «t.A.T.u.» на международном уровне - «выстреливает» записанный в прошлом году сингл «Я сошла с ума».
Всеобщий ажиотаж 2002 года вокруг «Фабрики звезд» станет достойным завершением этой «цепочки обновлений».
Причем межвековое обновление шоу-бизнеса вовсе не исчерпывалось Земфирой, Шнуром и «татушками» – в эти три года на эстрадном небосклоне появилось великое множество имен. Большинство, конечно, довольно быстро исчезли, но некоторые сияют и поныне – в диапазоне от Николая Баскова, раскрутившегося в 2000-2001 годах, до Сергея Лазарева, годом позже прославившегося в составе дуэта «Smash!!».
А еще в эти годы мужчины таращились на трех девушек из Украины, певших в группе «ВИА-Гра» и орали про толстого диджея с тремя пацанами из Иванова, назвавшимися «Дискотека Авария».
Отдельно хочется подчеркнуть разнообразие тогдашних выстреливших проектов - от мультяшной Глюкозы до районно-квартальной группы «Звери».
Мы просто забыли, что многие музыканты, певшие дуэтами с «фабрикантами», были тогда не сегодняшними заслуженными мэтрами, а абсолютно новыми, с пылу, с жару, зажженными звездами. Что карьера Витаса, научившего кричать ультразвуком Спортивную Девушку, едва стартовала – дебютный видеоклип на композицию «Опера № 2» вышел в декабре 2000 года. А выступавшие с Рокершей «Би-2» раскрутились только после того, как их песня про полковника, которому никто не пишет, прогремела в саундтреке фильма «Брат-2» того же 2000 года. Этот саундтрек вообще запустил вторую волну популярности русского рока, но сейчас не об этом.
В общем, никакого застоя в шоу-бизнесе на рубеже веков и близко не наблюдалось. Нам бы сегодня хотя бы четверть такого застоя.
В чем же тогда было культурное значение «Фабрики звезд»?
А ни в чем! Это был просто очень успешный телевизионный проект. Классное зрелище, которое надолго запомнилось зрителям. Потом он приелся, и его закрыли. И все.
Правда, невероятный успех первой «Фабрики звезд» очень напугал одних и невероятно обнадежил других.
Одни боялись, что поточное производство кумиров просто обвалит всю систему шоу-бизнеса, как когда-то фабричное производство разорило кустарные мануфактуры. Другие же полагали, что они открыли рецепт гарантированной раскрутки и ликовали по этому поводу.
Но о технологиях телевизионной раскрутки надо рассказывать отдельно.
________
Оглавление:
Глава 2. Время - 2002-й. Темное
Глава 3. Время - 2002-й. Светлое
Глава 4. "Чиста реальное телевидение". Часть 1