Найти тему

Реалити-шоу в России - как все начиналось

Часто говорят, что «Фабрика звезд» была одним из первых реалити-шоу на российском телевидении.

Это не так – к концу 2002 года реалити-шоу или «реальное телевидение», как его тогда называли, давно не были новинкой для наших соотечественников. Более того – в начале нулевых реалити переживали настоящий бум, причем не только в России, но и во всем мире.

Прародителями бума стали три легендарных реалити-шоу. Три проекта, «выстреливших» так, что и по сей день остаются успешными мировыми телевизионными франшизами. Каждое из них стало классикой в своем жанре – ведь самых популярных жанров реалити, по большому счету, всего три.

Телешоу «Большой брат» (Big Brother), увидевшее свет в 1999 году, стало легендой «шоу подглядывания».

-2

Концепция, думаю, всем известна – замкнутые помещения, напичканные камерами, несколько красивых парней, несколько красивых девушек, много коротких шортиков, из которых растут длинные ноги, много кубиков на прессе, много разговоров о любви и сексе, много прижиманий и прочие «упс» типа «случайных» попаданий в камеру в нижнем белье, а то и без него.

Реалити «Выживший» (Survivor) – американская версия шведской передачи «Экспедиция робинзонов» стала хитом 2001 года и спровоцировала международный бум «шоу выживания».

-3

Красивые мальчики и девочки в наличии, но заперты не в доме свиданий, а на живописном тропическом острове. В этом жанре торжествует мораль и нравственность – красотки и красавчики не зажимаются по углам, а геройствуют и превозмогают. Бьются на полосе препятствий с другим племенем, лазают по лианам, валяются в грязи, ловят рыбу и потешно жрут волосатых гусениц. Развлекают зрителей на всю катушку, в общем.

Наконец, телепроект «Идол» (Idol) вышел в Британии в том же 2001 году и на много лет вперед задал стандарты «шоу обучения».

-4

Здесь все те же неотменяемые красивые мальчики и девочки в закрытом режиме под телекамеры осваивают новую профессию, поначалу практически без вариантов – эстрадного певца или певицы. В общем, все как в песне их коллеги Сергея Шнурова: «А я тут перед вами кривляюсь и танцую».

В России новая мода на «реальное телевидение» объявилась практически без запоздания.

Как я уже сказал, в те годы, казалось, сбылась мечта Рудольфа из фильма «Москва слезам не верит» и в стране было «одно сплошное телевидение».

Я почти не утрирую.

Интернет еще не начал победное шествие своих стальных легионов социальных сетей, поэтому все тренды в мире задавало телевидение.

Все фильмы были на телевидении. Вся музыка была на телевидении. Все известные люди сидели в ящике. Мода была на телевидении. Современное искусство было на телевидение. Отлучение от телеэфиров для знаменитостей было полным аналоги гражданской казни. Телевидение учило людей готовить, объясняло, как воспитывать детей и пересказывало на ток-шоу последние сплетни.

Телевидение было всемогущим. Именно там создавали новых политиков, а «телекиллеры» мочили политиков неугодных. Реклама на ТВ выставляла бешеный прайс, но эфирное время все равно расхватывали как горячие пирожки, поскольку ничего эффективнее для продаж не было и быть не могло. Телеведущие были звездами первой величины и получали безумные деньги. Телеканалы могли себе это позволить - все деньги тоже были на телевидении.

Поэтому новые перспективные форматы российские каналы покупали на Западе «с колес». Если покупали, конечно.

Первое реалити-шоу на российском телевидении было «пиратским» - беззастенчиво уворованным нелицензионным аналогом международной франшизы «Большой брат». Правообладатели, разумеется, пытались призвать хулиганов к порядку, но были посланы и в итоге остались на бобах, так как канал-нарушитель вскоре потерял лицензию и был ликвидирован.

Я имею в виду, разумеется, проект «За стеклом», стартовавший 27 октября 2001 года, за год до нашей «Фабрики звезд», на второразрядном канале ТВ-6.

-5

Трое девушек и трое молодых людей сидели в переоборудованном западном крыле гостиницы «Россия» за стеклянными стенами и под телекамеры «выстраивали отношения». Любой желающий мог прийти к гостинице и здесь, неподалеку от Кремля, поумиляться на своих любимцев, фланировавших туда-сюда за стеклом. Надо только очередь из желающих подглядывать отстоять.

-6

Проект просто порвал страну. ТВ-6 - это не первая и не вторая кнопка, тем не менее рейтинги по Москве доходили до 45%. То есть без малого половина населения пристально следила за походами Марго в душ и прохиндейством Дэна, подбивавшего клинья к Жанне.

Для примера - вот как это происходило. Сначала в ролике – празднование Хэллоуина, а дальше – трудовые будни. По нынешним временам, конечно – колхозная самодеятельность, но тогда это был шок.

Назвать этот проект «скандальным» - это изрядно преуменьшить не стихавшие ор и визги. А уж когда Марго и Макс, как бы это сказать… предались блуду под прицелом телекамер… Такого количества анафем Москва не слышала со времен Гришки Отрепьева.

В итоге все телемагнаты выли от восторга в ожидании грядущих барышей и лихорадочно готовились чествовать в своей эфирной сетке новую царицу рейтингов – реалити-шоу.

________

Оглавление:

От автора

Глава 1. Место - Звездный дом

Нулевой. Папа Карло

Глава 2. Время - 2002-й. Темное

1/16. Качок-Танцор

Глава 3. Время - 2002-й. Светлое

2/16. Девушка-Барби

Глава 4. "Чиста реальное телевидение". Часть 1

Глава 4. "Чиста реальное телевидение". Часть 2

3/16 Триггер

Глава 5. Первые песни века

4/16 Дарование