После феерического успеха реалити-шоу "За стеклом" все телемагнаты выли от восторга в ожидании грядущих барышей и лихорадочно готовились чествовать в своей эфирной сетке новую царицу рейтингов – реалити-шоу.
А некоторые уже пришли на встречу во всеоружии и были в полной боевой готовности. Некоторые – это Первый канал, чей проект «Последний герой» стартовал 17 ноября 2001 года — в разгар трансляции «За стеклом».
Так вслед за «шоу подглядывания» на отечественное телевидение пришло и «шоу выживания». 16 человек – таможенник, писатель, студент, модель, военный пенсионер и т.п. – были высажены на необитаемый остров в архипелаге Бокас-дель-Торо, на границе Панамы и Коста-Рики. Ведущим шоу стал «всероссийский брат» - Сергей Бодров, бывший тогда на пике своей популярности.
Вот тут уже действительно у телевизоров уселась вся страна, благо Первый канал дотягивался до самых глухих уголков России.
Рейтинги предсказуемо зашкалили.
Больше в этот телесезон выставить свое реалити-шоу никто не успел, раз что «За стеклом» отметился еще двумя продолжениями: 29 декабря 2001 года стартовал «За стеклом. Последний бифштекс», участники которого не только сидели за стеклом, но и пытались заняться ресторанным бизнесом, а 1 июня 2002 года совместно с Украиной был запущен «За стеклом. Теперь ты в армии», где «застекольщики» проходили курс молодого бойца в воинской части в Черниговской области.
Продолжения «За стеклом», правда, не имели и половины того успеха, который выпал на долю дебюта, поэтому франшиза «За стеклом» завершилась громким скандалом – реалити «Теперь ты в армии» просто прервали на полуслове. Тупо прекратили показывать после отказа российской стороны оплатить производство шоу и аренду казарм и техники у министерства обороны Украины.
Зато в новом телесезоне 2002-2003 годов проекты реалити посыпались горохом. Первый канал ожидаемо запустил второй сезон «Последнего героя». Правда, из-за гибели Сергея Бодрова возникли проблемы, и шоу стартовало без ведущего, первые дни «робинзонами» управляли как в анекдоте - по пейджеру. И только на шестой день в Малайзии появился новый ведущий - Дмитрий Певцов.
Проект продолжал собирать народ у экранов, но рейтинги второго сезона ощутимо уступали первому – что для такого высокобюджетного проекта недопустимо. Поэтому в третьем «Последнем герое», который выйдет в этом же телесезоне, на острова поедут уже не обычные люди, а звезды. После этого рейтинги и впрямь взлетели - доля «Последнего героя» по России доходила до невероятной сегодня цифры в 39,5%. В общем, во всех остальных сезонах валяться в грязи и кормиться собирательством отправляли либо исключительно звезд, либо щедро разбавляли обитателями телевизора робинзоний коллектив.
На пять дней раньше «Последнего героя», 1 октября 2002 года на канале REN-TV стартовало первое отечественное реалити-шоу, не купленное и не уворованное на Западе. Называлось оно «Русское чудо», и идея этого шоу была более чем оригинальна. Здесь под прицелом телекамер находились люди, не подозревающие об этом. По крайней мере, официальная версия именно такова.
В некую фирму «Русское чудо» набрали 8 сотрудников, готовых проявить себя в сфере шоу-бизнеса – организовывая концерты, презентации, съемки, кастинги и т.п. Прошедшие отбор счастливчики начали работать в офисе, не подозревая, что комнаты нашпигованы скрытыми камерами, повсюду вмонтированы микрофоны, а этажом ниже сидит целая телебригада, которая пишет их жизнь с утра до вечера. Не догадывались они и о том, что все странные проблемы, возникающие у них на новой работе – спровоцированы телевизионщиками. По ходу шоу невольным участникам реалити предлагали большие взятки, просили взять на себя чужую вину, слезно умоляли срочно заменить заболевшую актрису на съемках клипа, исполнив откровенный танец, периодически им звонил маньяк из Новосибирска – и тому подобное.
В то, что участники действительно не подозревали о съемке, верилось, если честно, с большим трудом. Так или иначе – но первый сезон остался единственным и никакого продолжения эта богатая идея не имела.
Наконец, самым упоротым, самым глумливым и самым трехкопеечным реалити-шоу года стал стартовавший в конце сентября 2002 года проект телеканала ТНТ под названием «Телеклетка».
Как объяснил руководитель проекта, известный тележурналист Лев Новоженов: «Клетка» — пародия на ставшие модными сегодня реалити-шоу. Это идея, доведенная до абсурда. Мы хотим положить этой моде конец и сказать, что дальше — некуда».
Две девушки и трое парней на две недели поселяются в настоящей железной клетке площадью 20 кв. м., установленной возле цирка на Цветном бульваре. Сама клетка состояла из двух секций — одна оборудована спальными местами в виде металлических нар, в другой участники шоу сидели весь световой день. Обитателей клетки почтенная публика могла подкармливать, подпаивать (да, именно тем, чем вы подумали), передавать им через прутья теплые вещи. Ванная и душ не предусматривались, но был биотуалет. В нем, правда, организаторы сначала собирались проковырять дырку и продавать право на просмотр за отдельную плату, но потом от этой идеи отказались.
Как это часто случается с пародиями и «доведением до абсурда», все это вылилось такую разнузданную самодеятельность и лютый кринж, что проект свернули досрочно, не дожидаясь истечения 14 суток.
Не знаю, кому это интересно, но на всякий случай - победителем был признан Рафик, который и получил обещанный суперприз, отечественный автомобиль «Жигули» 5 модели.
Если вы заметили, я пока еще ни слова не сказал про проекты главного конкурента Первого канала – телеканала «Россия». Именно потому, что «вторая кнопка», упустив «право первородства» в «шоу подглядывания» и «шоу выживания», вознамерилась первой запустить «шоу обучения».
Самое интересное, что подобные мысли возникли и у Первого канала… Да, да, вы правильно догадались. Именно с 2002 года берет свое начало славная забава отечественного телевидения «Два главных канала страны параллельно показывают почти неотличимые передачи».
Запуститься первыми успели на телеканале Россия – их проект «Стань звездой» опередил «Фабрику звезд» на целых пять недель.
«Стань звездой» была лицензионной версией телевизионной франшизы «Popstars», которой, в общем-то, и вдохновлялся Саймон Фуллер, придумывая своих «Идолов».
Опередив соперника, «вторая кнопка» уже практически праздновала победу – в противостоянии двух схожих проектов обычно выигрывает тот, кто заманит к себе зрителя первым.
Поэтому над «Фабрикой звезд» пресса поначалу иронизировала и даже издевалась. Вот, например, как анонсировал проект первого канала популярный еженедельник «Собеседник»:
«13 октября на «первой кнопке» состоится премьера нового реального проекта «Фабрика звезд». Восемь девушек и восемь молодых людей, отобранные после тщательного кастинга и экранного тестирования, проведут на «Фабрике звезд» 12 недель под прицелами 26 телекамер. За стеклом они будут заниматься вокалом, танцами и фитнесом, а победители станут звездами не только ТВ, но и эстрады. Руководить проектом будет композитор и продюсер Игорь Матвиенко. Найдите пять отличий от программы «Стань звездой» и скажите нам, а то мы не нашли».
Но в данном случае традиция была нарушена – первой стартовала «Россия», а выиграл Первый канал. Причем выиграл очень убедительно – доля по России у «Фабрики звезд» доходила до 27%, а у «Стань звездой» - только до 19,8%.
Поражение было настолько обидным, что проект «Стань звездой» был закрыт, как не оправдавший высокого доверия, и никакого продолжения не имел. А жаждущая реванша «Россия» закупила лицензию уже непосредственно у «Идолов» и в следующем сентябре, в 2003 году, запустила новое музыкальное реалити. В 2003-м, кстати, выйдет огромное количество реалити-шоу, чего стоит только шоу «Голод» с отправкой людей бомжевать в Германию без денег, или проект, которым, облажавшись с «Телеклеткой», попытался реабилитироваться канал ТНТ. Он назывался «Дом», второй сезон, соотвественно, «Дом-2», а потом все понеслось нон-стоп галопом и на нумерацию забили за ненадобностью.
Но вернемся у музыкальным реалити канала «Россия». Отечественную версия «Идолов» назвали несколько старорежимно - «Народный артист». Но и новый проект убийцей «Фабрики звезд» не стал - первый выпуск «Народного артиста», увидевший свет 5 сентября 2003 года, собрал у телеэкранов всего 17,6 % аудитории.
Почему «Фабрика звезд» выиграла?
На мой взгляд – потому, что в формате реалити-шоу Popstars и ее идейного наследника Idols было очень много шоу, и очень мало – реалити. К примеру, огромнейшую часть обоих форматов составляют репортажи с отборочных туров. Грубо говоря, на этих шоу две трети времени собирают команду, и только потом начинаются приключения.
А в формате «Star Academy», российской версией которого и является «Фабрика звезд» - все наоборот. Людей там гораздо больше, чем музыки – кастинг участников шоу остается за кадром, и все начинается с заезда уже собранной команды в Звездный дом. Основной контент дают люди, их жизнь под прицелом телекамер, их концертные выступления, номинации, взаимоотношения, ссоры и дружба, неприязнь и поддержка, взлеты и падения.
А нашим людям всегда интереснее смотреть про людей.
Тем более, что с музыкой в начале нулевых в России и без того все было хорошо. Но об этом – в следующей главе.
________
Оглавление:
Глава 2. Время - 2002-й. Темное
Глава 3. Время - 2002-й. Светлое
Глава 4. "Чиста реальное телевидение". Часть 1