Отойду от темы описания путешествий и вернусь к теме фотографии на маршруте. Сразу скажу, что речь пойдет о фотосъемке фотоаппаратом, а не телефоном. И не «мыльницей». Хотя, наверное кое что и для оной подойдет. Написано это было в 2015-м году по просьбе моего товарища, великолепного фотографа.
Сразу скажу, что если кто-то ждет рассказов о том, как снимать очередной пейзаж, то это не ко мне. Кроме того, не буду говорить и о фотоэкспедициях – у них своя специфика, направленная на фотографию. Речь идет о «горькой» судьбе фотографа в спортивном путешествии. Начну с того, что снимаю я давно, а в горах - с 1976 года. Т.е. с того момента, как я пришел в горы или горы пришли ко мне (тут момент спорный). В 70-е годы популярной была съемка слайдов. Лучшей пленкой были немецкие пленки фирмы ORWO (ORWO CROM), которые добывались правдами и неправдами. Поэтому на шее всегда висел ФЭД-2, подаренный отцом и заряженный слайдовой пленкой. Иногда приходилось обходиться пленкой фирмы СВЕМА, которая значительно проигрывала в цветопередаче немецкой. К этому периоду относится и пещерная съемка, но это тема отдельная, поэтому касаться я ее не буду. С 1978 го года начались мои спортивные путешествия в высоких горах. В путешествиях миссия фотографа группы изначально досталась мне. И таковой и оставалась, невзирая на необходимость совмещения должностей (врача, руководителя и т.д.). Поскольку путешествия требовали составления отчетов, а прохождение маршрута подтверждения пройденных перевалов фотографиями, то кроме фотоаппарата со слайдовой пленкой пришлось обзавестись еще одним, заряженным черно-белой пленкой. Находясь постоянно в движении и практически не имея возможности останавливаться, приходилось держать фотоаппараты под рукой, т.е. на шее, «стреляя» с двух рук. Все это было хорошо на простых маршрутах и тропах. По мере усложнения перевалов, приходилось основательно изворачиваться, но место нахождения камер не сильно менялось. В остальном главной задачей фотографа в путешествиях было заснять группу, поднимающуюся на перевал сверху, а потом сделать тоже снизу (или наоборот), что конечно заставляло основательно побегать.
Примерно с 2000-го года для меня наступила эра цифровой фотографии и видео. Первым моим аппаратом стала видеокамера SONY TRV60, снимающая 2-х мегапиксельные фотографии. В общем-то, стрельба с двух рук упростилась, но навыки остались. В это же время мой товарищ-фотограф одарил меня статьей, посвященной съемке в путешествии, где автор убедительно доказывал, что снимать в спортивном путешествии лучше «мыльницей» и кроме друзей свои снимки никому не показывать, не говоря уже про видеофильмы. Но чужие советы хороши тем, что их всегда хочется опровергнуть, если они Вас не устраивают.
Техника совершенствовалась, ломалась, устаревала и менялась, в итоге добралась до нынешнего состояния, т.е. до фотокамеры Canon EOS70D и видеокамеры SONY.
Но, собственно, перейду к советам. Главной проблемой фотографа при подготовке к многодневному спортивному путешествию является вес рюкзака. А тут, как не крути, а личного снаряжения набегает килограмм 13-14. Питание (примерно по 900 грамм в день на человека) при недельном путешествии около 6 – 7 кг, общественного снаряжения килограмма 3-4, и это хорошо, если фототехнику посчитают общественным снаряжением. Ибо, как правило, спутники по путешествию деликатно намекают, что их бы вполне устроили фотографии, сделанные мыльницей весом грамм 200 (вместе с картами, аккумуляторами и т.д.). В общем, тяжело вздыхая, если хочешь иметь хорошие фотографии, хорошую фототехнику, берешь вес сверх лимита. А после похода все в восторге смотрят на снятое и требуют поделиться с ними всеми фотографиями. Так, в прошлом году, участвуя в коммерческом восхождении на Белуху Восточную, в группе на 14 человек было четыре зеркалки. Наверху снимал я один.
Остальные свою фототехнику оставили в базовом лагере, экономя в весе рюкзака, хотя они были моложе и явно сильнее. После похода все писали: «Как хорошо, что Вы были с нами». Но рюкзак при подъеме до штурмового лагеря над перевалом Большое Берельское Седло у меня весил около 30 кг. Притом, что «дорога» лежала через перевал Делоне, а это 250 метров веревок по льду до 55 градусов крутизной.
Правда, в этом была «заслуга» инструктора, а не группы. В общем, как не крути, а даже без фототехники рюкзак в спортивном путешествии по минимуму весит около 20-25 кг. Вот далее и думайте, что с собой брать. Но о моем походном фотонаборе позже.
Еще одним не маловажным аспектом при съемке является принцип, изложенный одним английским фотографом – «Увидел - значит не успел».
Т.е. часто ситуация меняется так быстро, что если фотоаппарат находится в сумке, что пока Вы его достанете, снимать уже нечего. Правда, у фотоаппарата на шее есть один минус, вы должны четко контролировать свои движения, ибо падение с фотоаппаратом на шее может привести к повреждению техники или при падении на него к повреждению, например, грудной клетки, т.е. к травме. Честно признаюсь, что в этом году при переходе через пустяковую речку стал на скользкий камень. В итоге - плашмя приземлился на правый бок в реку. Тут повезло, и спасла реакция – фотоаппарат был в левой руке, а второй объектив в левом кармане. Поэтому вода не попала ни туда, ни туда. Но в правом кармане была видеокамера (к счастью выключенная), которая сохла до конца путешествия. Пришлось видео снимать фотокамерой, но о видео позже.
Второй нюанс съемки в горах. Часто, снимая, фотограф стремится подобраться к самому краю – оттуда вид красивее и лучше. С последними утверждениями согласен полностью. Но учтите, что Ваше ощущение пространства, наблюдаемое через видоискатель, отличается от реальности. Поэтому правилом должно стать - крепко стал на месте и только после этого поднес аппарат к лицу. Хочешь переместиться – убери камеру от глаз и только потом двигайся.
Далее, хотите Вы или нет, но темп Вашего передвижения должен хоть как-то соответствовать темпу движения группы. Ибо, дожидаясь Вас, в голове даже лучших друзей созревают «коварные» планы, связанные с Вашей дальнейшей фотосудьбой. В идеале наилучшей ситуацией является компания фотографов. Так, в 2013-м я путешествовал со своим давним другом и фотографом Сергеем Оришкевичем по перевалам и озерам Архыза. Мы прекрасно уживались в своих стремлениях. При этом и сам фотограф становится интересным объектом для съемки,
в результате каждый увидел, что-то свое. Но тут возможна другая крайность. Как-то, в однодневном путешествии по массиву Чатыр-Даг (Крым), в компании трех фотографов мы настолько увлеклись съемкой, что еле успели спуститься к трассе до темноты и с трудом уехали домой. Идеальной ситуацией является вариант, когда руководитель группы Вы. Тогда скорость, направление и остановки регулируете сами, но для этого нужно иметь «личное счастье». В 2014-м, выбирая между восхождением и фотосъемкой, я пожертвовал вершиной. О чем слегка жалею, но глядя на снятое «жаление» облегчается.
Теперь о фотонаборе.
С фотоаппаратом все ясно. Три запасных аккумулятора для фотоаппарата (на 2000 кадров в это году ушло 2 с половиной за 11 дней) и два для видеокамеры. Объектив – в идеале универсальный объектив с большим диапазоном. Но тут есть нюанс:
Если Вы хотите, чтобы кадр был "идеальным во всем диапазоне «Zoom», то нужно, чтобы перестройка «Zoom» не превышала 3 раз. Поэтому, если "поход совсем тяжелый", то нужен один объектив с максимальным диапазоном фокусных расстояний (18-200 например), если есть возможность облегчить рюкзак от иного снаряжения то в идеале ширик (17-55 например) и телевик (70 - 200 (и более).
Длительное время снимал объективом CANON EF-S 18-200 mm f/3.5-5.6 IS. В принципе оставался им весьма доволен. Но появился объектив Canon ef-s 17-55mm f/2.8 is. Постоянная светосила да еще 2,8 перевесила преимущество фокусного 200, тем более, что второй был не намного тяжелее первого.
Был большой соблазн взять в 2013 м в Архыз оба объектива. Но, внимательно посмотрев на вес рюкзака, в итоге взял 17-55 и пожалел об отсутствии длинного фокусного только один раз, когда тур поднялся на скалу на фоне закатного неба.
Во всех остальных случаях прекрасно обошелся узким диапазоном фокусных расстоянии. Забегая вперед скажу, что в этом году длиннофокусник был, но тур на скале так и не появился.
В этом году не смог удержаться от соблазна и кроме, выше упомянутого 17-55 взял телеобъектив Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6 L IS II USM, а это добавило почти 2 кг к весу всего остального. Честно, с объективом до конца еще не освоился и многое из «великолепно» снятого на мониторе камеры, ушло в утиль после монитора компьютера, но это вина не объектива (м.б. это убрать).
Кроме того, возникла проблема смены объективов на ходу. Тут основательно на помощь пришел фотожилет, в кармане, которого поочередно, находились объективы. Правда, в связи с параллельной видеосъемкой возникла необходимость обзавестись еще одной рукой. Так как чернобыльская радиация автора не коснулась, то на Шри-Ланке я отдал видеокамеру в руки жены. На Кавказе, проблема решилась проще (см. выше). Хотя решением проблемы это не стало. Ибо видеосъемка на ходу, сопровождаемая фотосъемкой привела к отнюдь не одинаковой плотности видеофрагментов. Так как на ходу отстроить параметры в общем не удавалось. И как сие теперь монтировать я еще не придумал. В целом этот вариант съемки с двумя объективами мне понравился и на Кавказе и на Шри-Ланке, хотя и стоил дополнительных литров пота.
Наличие длиннофокусника позволило получить немало интересных кадров, например пейзаж, снятый широкоугольным объективом выглядел с вершины вот таким образом.
С вершины вполне очевидно, что озеро названо Сердечным не зря. Да и Эльбрус едва виден. Меняем объектив и виды приобретают несколько иную «окраску».
Правда, при смене объектива возникает вероятность попадания пыли на матрицу, поэтому менять его нужно стоя спиной к ветру как минимум и держа аппарат «фэйсом» вниз. А далее у Вас два объектива, один фотоаппарат и две руки. В общем, тренируйтесь – я приноровился бороться с двумя объективами одной рукой.
Штатив – самая спорная позиция. С одной стороны съемка со штативом позволяет выровнять горизонт, хорошо «прицелиться», снимать на длинных выдержках воду, ночное небо. С другой стороны, на ходу пользоваться штативом проблематично – соратники по путешествию точно убьют. На привале, можно конечно, но большую часть кадров можно снять и так. В 2013-м вышеупомянутый Сергей протаскал штатив 10 дней, ни разу не воспользовавшись. В этом году, я взял легкий короткий штатив (около 800 грамм). В итоге снял четыре кадра на одном перевале, снимая всю группу, включая себя любимого. Еще штативом воспользовался один из членов группы в попытках съемки ночного неба. Во всех остальных случаях штатив служил утяжелителем рюкзака в целях улучшения моей физической подготовки. Кстати, на Алтае он тоже был со мною. Но в итоге он остался внизу, ибо веса в рюкзаке хватало и без него. Чуть-чуть поснимали вечером, после восхождения и то результат себя не оправдал (это, правда, скорее самокритика фотографа, а не штатива).
Светофильтры.
В общем-то, обхожусь в основном только защитным UV фильтром. Поляризационный светофильтр всегда со мной. Но пользуюсь им редко. Это связано с тем, что на верху ультрафиолета с избытком и применение его в горах, как правило, приводит к темно-синему а иногда и черному небу.
Градиентные светофильтры штука хорошая, но требуют времени при использовании, а на маршруте его практически нет. Поэтому, в этом году набор светофильтров Cookies прошел в этом году в рюкзаке и не извлекался на свет божий.
Теперь немного о самой съемке. Совсем не много. То, что нужно стараться снимать с наиболее низкой точки думаю не сенсация. Как и то, что при съемке пейзажей фотоаппаратами с кропнутой матрицей не стоит загонять диафрагму более 14. Я хочу не много о другом. Очень часто точка съемки расположена слишком близко к желаемому объекту. И захватить его (т.е. выбранный вид) даже широкоугольным объективом не представляется возможным чисто физически, в связи с отсутствием крыльев у фотографа.
В этом случае выход один панорама.
Есть много советов по съемке панорам со штатива, но о проблемах штатива я говорил раньше. Поэтому наилучшим способом съемки панорамы в походе является следующие. Устанавливается оптимальные параметры съемки по центральному кадру, иначе могут (и возникают) проблемы с плотностью крайних кадров. И жестко зажав камеру поворачиваясь корпусом снимаю серию, перекрывающихся процентов как минимум на тридцать кадров, а лучше на пятьдесят, в зависимости от объектива - если объектив с фокусным около 50 и более то достаточно 30% перекрытия, если панораму делать широкоугольником, то перекрытие должно быть не менее 50%. Еще один совет про который забывают: Если вы снимаете горизонтальную панораму, то ее нужно снимать ВЕРТИКАЛЬНЫМИ кадрами, а не горизонтальными. Тогда у Вас будет максимальная возможность для маневра. Стараясь сохранить вертикальность кадра, что при съемке с рук удается не всегда. Но тут просто нужно быть внимательным. После этого сшиваю панораму в программе Auto Panorama Pro. Пожалуй, из многих опробованных программ она дает наилучший эффект. Тот же касается видов, которые никак не помещаются в кадр, это касается не только близких к фотографу объектов. Кроме того, панорамирование позволяет получить фотографию большего физического размера.
В остальном, снимая панорамы, не стоит забывать о том, что ряд участков панорамы достойны выделения, ибо на общей картине они теряются. Но тут дело личное и дело каждого.
В заключение попробую резюмировать советы:
Фотоснаряжение в спортивное путешествии комплектуйте исходя из веса рюкзака, своих физических возможностей и своих фотопланов, вписывающихся в планы группы. Та ситуация, когда Вы руководитель и планируете путешествие сами – отдельная история.
Штатив - в путешествии в 99% случаев бесполезен, по вышеозначенным причинам.
Объективы - не более двух, а в сложном путешествии лучше всего один с широким диапазоном фокусных расстояний. Но если у вас спина железная и ноги тоже, что можно потаскать и парочку. Впрочем, в Непал на трек вокруг Аннапурны я взял три объектива, включая телевик весом около 2 кг. Но тут все оправдывалось тем, что основной груз нес портер - Сурия, за что ему большое спасибо. Вес моего рюкзака не превышал 10 килограмм.
Светофильтры – защитный UV и поляризационный, остальные практически бесполезны. Правда, если Вы предполагаете снимать воду на длиной выдержке, то не помешает вариативный объектив. А если цветы, букашек и таракашек, то макрофильтры. Но это уже на любителя или на профессионала.
По ходу перемещения себя в пространстве старайтесь держать фотоаппарат под рукой, тогда Вы точно не упустите интересные кадры. И не будете потом шлепать себя ушами по щекам.
Запас аккумуляторов готовьте из своих привычек снимать. При 250-300 кадров в день мне на 12 дней хватает 3 аккумуляторов (аппарат Canon EOS 70D). Имейте ввиду, что на холоде аккумуляторы садятся быстрее и держите их на теле. Ночью в горах может быть мороз. Поэтому вся фототехника традиционно «спит со мною в спальнике».
Зимняя съемка на ходу – фотоаппарат под курткой, но часть объектива снаружи. Тогда он не запотевает при открывании крышки (если повезет).
0 или ГЛАВНОЕ – будьте внимательны при съемке на крутых участках и обрывах. ВИД В ВИДОИСКАТЕЛЕ И РЕАЛЬНОСТЬ У ВАС ПОД НОГАМИ ОТЛИЧАЮТСЯ ЗНАЧИТЕЛЬНО. Поэтому, перед тем как начать снимать займите устойчивую и надежную позицию, а потом подносите фотоаппарат к лицу. Закончив съемку уберите видоискатель от глаз и только потом начинайте двигаться
В общем дерзайте. Мои советы не панацея и не догма, а просто некоторые выводы из личного опыта.
PS Немного о съемке телефоном. Тик-токовский вертикальный формат съемки убивает напрочь весь пейзаж. Да и видеокадр (за редким исключением). Поэтому, если Вы хотите показать прекрасную картину, находящуюся у Вас перед глазами поверните телефон горизонтально - не погадаете