Это действительно открытие, над которым каждому следует задуматься.
Каждый из нас испытывал ужасающую мощь страстей. Причем, как собственных, так и со стороны окружающих.
И неизвестно, что страшнее. Когда на тебя обрушиваются страсти других людей, скажем, похоть, гнев, ярость, жадность, презрение – это одно.
Это заставляет себя почувствовать под явной угрозой уничтожения и как минимум, раздавливания.
Кажется, что на тебя катится неостановимый вал, которому бессмысленно сопротивляться. Нужно срочно искать укрытие и спасаться.
Но не менее страшно, когда ты сам подвергаешься действию собственных страстей. Ощущение, будто ты попал в ту же самую неостановимую лавину, которой бессмысленно сопротивляться.
Она несет тебя безудержно, сокрушительно и слепо, пока не остановится сама.
А послевкусие от собственных страстей – тоже впечатляющее. Будто в страсти действуешь не ты, а какая-то неведомая тебе сила, которая внезапно пробуждается в тебе и действует помимо твоей воли и власти.
И ведь действительно – страсть невозможно проконтролировать. Ее невозможно даже осознать, пока она тебя охватывает и тем более – остановить или что-нибудь ей противопоставить.
Особенно это хорошо видно на примере сексуальной похоти.
Это одна из самых распространенных бушующих страстей, которой в той или иной мере поражены все люди.
В общем, пора обратиться к святителю Феофану Затворнику. Вот какое открытие он сделал, объясняя, почему человеческие страсти столь безмерны.
«Отчего животные потребности у животных все в своей мере, а у человека, когда он предается чувственности, чувственные потребности предела и меры не имеют? Эту безмерность сообщает им дух, попавший в плен к ним; а дух сею безмерностью чает затушить свою жажду бесконечного, по образу Коего он создан и в Коем едином благо его».
Вы уловили разгадку? Разгадку безмерности человеческих страстей?..
Давайте вдумаемся.
Итак, в человеке есть божественный дух, полученный им от Бога. Он должен соединяться с Богом, только тогда он может получить удовлетворение, ибо соединяется с «соприродным» - бесконечное с Бесконечным.
Но если человек не имеет связи с Богом, если он живет помимо Его – что происходит?
А и происходит то, о чем мы говорим.
Дух ищет соединиться с Бесконечным, но не находит Его. А что находит – а находит примитивные животные человеческие потребности.
За неимением ничего другого – он соединятся с ними, ибо сам по себе жить не может.
К чему это приводит?
А к тому, что любая животная потребность – будь то потребность в пище, питье, материальных средствах, и тем более сексуальная потребность – соединившись с духом, приобретают его свойства.
Главными из этих свойств духа являются:
- сила;
- мощь;
- неукротимость;
- неконтролируемость;
- бесконечность…
И именно эти свойства сообщаются природной человеческой потребности, именно из-за этого эти потребности становятся ужасающими неукротимыми человеческими страстями.
Посмотрите и согласитесь. Это хорошо видно на примере сексуальной похоти.
Впрочем, не обязательно. Можно в этом убедиться и на примере своей главной страсти, которая есть у каждого человека.
Разве жадность и сребролюбие не обладают теми же свойствами?
А чревоугодие?
А гнев?
А отчаяние?
А тщеславие?
А гордость?..
Все происходит по одному и тому же, озвученному святителем Феофаном механизму.
Бесконечный человеческий дух соединяется с какой-либо преобладающей животной потребностью человека и превращает ее в страсть.
Давайте даже выведем «формулу» этого закона:
Страсть = животная потребность + человеческий дух
А дальше не худо было бы провести «практическую работу» над своими собственными страстьми.
Хотя бы выявить свою главную страсть, найти от какой потребности она образовалась и разобраться, как каждый из нас допустил то, что наш дух соединяется не с Богом, а с этой потребностью.
И как вернуть дух туда, где он и должен быть – к Богу.
Поучительно было бы. Не правда ли?