Мнение окружающих порой нам настолько важно, что мы боимся оказаться в их глазах недостаточно хорошими. Это конечно проявляется не только в продажах, но и в личной жизни, и в принципе многие с этим прекрасно полноценно живут всю жизнь. Но у меня блог все-таки про продажи, поэтому сегодня поговорим об этом страхе именно в данном разрезе.
Когда мы начинаем думать о мнении окружающих, то, как правило, рисуем в своей голове самые страшные картины. Мы представляем, что будем ужасно выглядеть в их глазах. Будем глупыми, навязчивыми, не компетентными, не красивыми… Думаю, мы можем продолжать этот список до бесконечности. Итог один, мы начинаем себя накручивать «а что же обо мне подумают?»
Как следствие мы не проявляемся во внешнем мире. Мы не рассказываем о своих товарах и услугах, а диалоги с клиентами просто сливам. Боимся того, что вдруг скажем что-то не так. Самое обидное, что в момент Х мы не можем назвать нормальную цену на свои товары и услуги, а вдруг клиенту это будет дорого? Вдруг подумает, что я совсем зажралась? Или вдруг я не достойна брать такие деньги?
Откуда вообще в нас такой страх?
Все от наших древних предков, которым было важно определять кто перед ними свой или чужой. Нам надо было быстро показать, что мы свои, иначе могли и на тот свет отправится. Понятно, что сейчас нашей жизни уже ничего не угрожает, но желание «быть своим» на подкорке так и осталось. Именно оно лежит в основе этого страха. Проблема только в том, что понятие свой-чужой в том смысле уже стерлось, мы все люди и вроде как про одно. Поэтому инстинктивно мы пытаемся понравиться всем, а это, к сожалению, не возможно.
Есть люди, которым мы будем нравиться, которые будут с нами на одной волне. А есть и другие, которые нас на дух переносить не будут, причем абсолютно по разным причинам. Поэтому не пытайтесь угодить всем, это в принципе не возможно, а вот Ваша психика от этого обязательно пострадает.
Причем, у начинающих предпринимателей бытует такое мнение, что если они будут продавать дешево, то будут «хорошими» в глазах клиентов. Увы, это далеко не так. Если вы будете продавать дешево, то клиенты просто начнут обесценивать вашу деятельность, в их глазах вы будете недостаточно профессиональны. Ну не может Порше стоить на ровне с Ладой.
Но не обольщайтесь, людям невозможно угодить на 100%. Обязательно найдутся те, кто и Поршем будет недоволен. Всегда есть к чему придраться. Поэтому крайне важно в любой ситуации оставаться самим собой.
А еще самый обидный парадокс ситуации в том, что негатив воспринимается нашим мозгом гораздо сильнее, чем позитив. К примеру, у вас есть 20 хороших отзывов и 1 негативный, причем не обязательно он будет напрямую связан с вашей работой, но по поводу этого одного отзыва вы как раз и будете заморачиваться, напрочь забыв про 20 хороших.
Знаете, одна фраза в свое время перевернула мое сознание:
Пауку все равно, что думает о нем муха, попавшая в его сети
Что думаете на этот счет? В данном случае пауки – это вы, и к вам в сети – в вашу воронку, попали какие-то люди. Как бы ни цинично это сейчас звучало, но ваша ключевая задача – продать им. Муха наверняка думает, что паук садист и последняя сволочь, но у паука есть задача поесть иначе он погибнет. Также и в бизнесе, если не будет продаж, то он обанкротиться.
Кстати, не переживайте, люди, которые не Ваши обязательно отсеются сами. Ваша главная задача, продолжать делать то, что вы делаете и собирать своих людей, с которыми Вам будет комфортно работать.
А чтобы Вам было проще справиться с этим страхом могу порекомендовать несколько инструментов:
1. Дыхание квадратами. Это упражнение поможет вам быстро успокоиться в любой ситуации. Вы должны на одинаковый счет сделать вдох, задержать дыхание, выдохнуть и потом опять задержать дыхание. Далее вы вдыхаете и все по кругу. Уже после первого квадрата, вы почувствуете, как выравнивается пульс и стресс отступает.
2. Обесценивание. Как мы с вами уже поняли в вашей практике обязательно будут и хорошие и плохие моменты. Поэтому, чтобы проще было справиться с негативом, ответьте себе на вопрос «Что будет самое плохое, если обо мне подумают плохо?». Получив ответ на этот вопрос, подумайте, а что это для вас? Насколько это действительно несет вам урон?
3. Отключить лишних. Как бы это банально ни звучало, но вы не обязаны общаться с теми, с кем не хотите. Точно также вы не должны брать всех клиентов подряд, особенно тех, с кем вы не хотите общаться. Например, лично я особо токсичных комментаторов сразу отправляю в бан. Кстати, тоже один очень важный момент на счет друзей и родственников. Нам иногда психологически тяжело рассказать им о нашем бизнесе. Мы начинаем думать «как я буду в их глазах выглядеть» и боимся осуждения. Но кто вам мешает закрыть для них ваши соцсети? Откроете им доступ только тогда, когда будете к этому психологически готовы.
4. Настрой и поведение победителя. Не буду рассказывать, как это работает, но наш мозг устроен так, что если мы начинаем вести себя уверенно, при этом в реальности этой уверенности не ощущая, то через какое-то время вы поймаете себя на мысли, что вы больше не притворяетесь и действительно уверенны.
5. Уверенность в своем продукте. Это, наверное, один из самых главных пунктов. Если вы будете неуверенны в том, что вы продаете, все вышесказанное, будет вам малополезно. Важно сесть и расписать максимально подробно свой продукт, что он из себя представляет? Какие сильные стороны у него есть? Почему его должны купить именно у вас? Вопросов очень много и когда я начинаю работать с клиентом мы это разбираем в первую очередь, потому что именно это лежит в основе успешных продаж.
Пишите в комментариях, сталкивались ли вы со страхом «а что про меня подумают?». Если у вас есть кто-то из друзей, кто тоже от этого страдает, обязательно отправьте ему ссылку на эту статью.
И да, пожалуйста, поставьте статье лайк, чтобы ее увидело как можно больше людей, возможно кому-то она реально поможет.