По мотивам рассказов моего отца
Последний раз самолеты Семка видел лишь в году 1940, когда с мальчишками, тайком, пробирался на Батайский военный аэродром.
Новенькие И-16, молоденькие курсанты в лётной форме, запах свежей травы и самолётного топлива- вот что осталось в памяти от Батайской школы пилотов имени А.К. Серова. Воспоминания довоенного детства захлестнули Семена. Он, видимо, отвлекся на долю секунды, но тут же последовал резкий окрик...
-Это кто там такой чубастый заснул на инструктаже?-начальник парашютно-десантной службы подполковник Паньков Н. П. поднял брови так, что все офицеры, стоящие в первой шеренге, втянули головы в плечи.
-Капитан, давай-ка его сюда! Доложить по всей форме ...
-Товарищ подполковник, лейтенант Семен...
-Ты кто такой, черный? Почему я тебя не знаю? Из новеньких? У Василенко в штабе штаны протираешь?
-Начальник секретной части дивизии, делопроизводство,оформление документов,-Семен замялся.
-Ну что, бумажная душа , будешь прыгать с парашютом?-схитрил подполковник и посмотрел на окружающих офицеров, вызвав тем самым улыбку на устах большинства присутствующих.
-Так точно, товарищ подполковник,-поправив фуражку, не задумываясь, ответил Семен.
-Капитан! Возьми этого "щегла" на заметку и через месяц, чтобы он у меня летал как сокол!
-Есть!Через месяц,- начальник парашютно-десантной подготовки капитан Хантеев взял под козырек.
Занятия по психологической подготовке и влияния высоты на человека проходили скучно. Капитан монотонно читал сухие инструкции , иногда вперемешку с плоскими шутками и душераздирающими примерами.
-На земле вас поджидают несколько неприятных минут. Во-первых, когда приземляешься на дерево- береги яйца. Во-вторых, когда приземляешься на провода, береги голову и яйца. В-третьих, если приземляешься на воду -не проглоти яйца ,так как от холода они могут подтянуться до горла. Значит в нашем деле самое главное, что..?
После маленького перекура инструктор подробно рассказал о том, как складывать парашют, как его гасить при приземлении.
Но вот всю группу пригласили к тренажеру, и прозвучала команда: "Приготовиться к прыжку", Семен почувствовал, как участился его пульс, кровь застучала в висках.
-Отрабатываем приземление,- голос капитана разорвал тишину,- А т,ы лейтенант, не бзди в компот, слаще не будет! Забирайся на тренажер! И учти, что удар о землю при правильном приземлении такой же, как, если бы ты прыгнул с трехметровой высоты!
Примитивный тренажер, он же "костолом" как его называли старослужащее, представлял собой совершенно несерьёзную конструкцию из деревянных брёвен и лестницы, которую боялись ,так как у нее отсутствовало более половины ступенек.
На верху к Семену привязали специальную подвесную систему, отдаленно напоминающую гигантские шаги нашего детства.
-Сложи ноги вместе и прыгай,- услышал он команду снизу.- Смотреть только на линию горизонта.
Почти два метра он летел как птица в свободном полете, ничего не соображая, пока его тряхнуло так,что он почти вылетел из кирзовых сапог. Но вот прозвучала команда "земля", и Семка под дружных хохот товарищей грохнулся на кучу свежих опилок.
Он сделал это упражнение совершенно свободно, пригодились знание и сноровка спринтера. Когда- то до войны у него были неплохие результаты в беге на сто метров, он даже выступал за школу в традиционной эстафете.
-Молодец! Не посрамил корпус В. Ф. Маргелова.
-Служу ...,-хотел вставить Семен.
-Слышали,-капитан обратился ко всей группе офицеров,- Скоро карабины у нас заменят на автоматы. Будем прыгать с техникой при полной экипировке. Так "батя" обещал. А перед тем, как разойтись, я напомню вам слова Филиппыча: "Десантник - это концентрированная воля, сильный характер и умение идти на риск." Всем вольно.
Семен почувствовал, как насквозь промокла его гимнастерка и тело от напряжения стало ватным, болело в правом подреберье.
-Каждому офицеру до завтра прочитать "Техническое описание и инструкция по укладке и эксплуатации тренировочного парашюта ПД-47-5 .
Капитан Хантеев сделал акцент на слове "укладка", и всем сразу стало ясно, что игры закончились и предстоит серьёзная работа. Офицеры начали потихоньку расходиться, как на горизонте показался майор Олейник .
-Семен! А ты куда это направился? Поздравляю, есть начало! Молодец!- майор похлопал Семку по плечу.
-Нет! Это так не пойдет, дружище, приглашай в чепок. Заслужил!-глаза у майора прищурились, он даже причмокнул, предвкушая тесный мужской сабантуйчик.
Привокзальный буфет, а попросту "чепок", вмещал только шестерых посетителей. Закрученные винтом плитки шоколада, банки с камчатским крабом - вся эта "наличность" завершалась тонко нарезанными ломтиками сыра, подсохшие края которого наглядно выдавали сроки реализации этого странного продукта .
-Клавочка! Нам как всегда! И...задавиться чем -то,-майор явно выдавал себя.
-Ну уж, Боренька, могли бы спросить как себя чувствует женщина, и шепотом добавила: "Ты че вчера не пришел я весь вечер прождала как дура..."
-Служба! Клавдия Поликарповна.
-Знаю я твою службу: Таська - телефонистка из штаба.
-Я вас попрошу, Клавдия Поликарповна!- Олейник повернулся к дружкам-Семен, давай разливай , а то некоторые так и норовят испортить аппетит!
-Ты что, Семен, так и живешь в кабинете у Василенко на инвентарных диванах?
-Да! Пока не выгоняет, но предупредил, что скоро даст пинка под зад.
-Что- нибудь придумаем, я переговорю с начальником АХЧ. Есть у меня на примете одна квартирка! А хочешь, сейчас покажу,- наливая по третьей рюмке бросил Олейник-ребята не допустим, чтобы герой десантник спал на диванах у комдива. Майора понесло.
-Клавдия дай нам ещё один "панфурик,- он поднял бровь. Так, дружок, идем знакомиться.
Они с трудом вышли из прокуренного буфета. Сизый дымок из редких труб домов офицерского состава, или просто ДОСОв, мягко стелился по кронам деревьев.
На КПП дежурный - салага в кирзовых сапогах, покрытых сантиметровым слоем сапожного крема, взял под козырек.
-Борь! Ты куда меня ведешь?- Семен потрясая огромным "донским" чубом, прилёг на скамейку.
-Дежурный! Дай -ка лейтенанту стакан воды, у него наверно падучее началось.
Семка выпил залпом, глаза округлились , выдавая всю печаль и грусть гонимого народа.
-Борька!!!
-Семен! Мы идем искать тебе квартиру, есть у меня один адресок. А может и твою судьбу решим вот так за один присест. Пошли!
Домик с почерневшими от дождей деревянными перекрытиями находился почти на краю поселка.
Покрашенные известкой кирпичи вокруг клумбы с цветами явно подтверждали уровень культуры быта жильцов. А чистый и издающий едкий запах хлорки туалет на два очка окончательно подтверждал уверенность в завтрашнем дне и надежду на скорейшее облегчение.
-Мадам Зингер! Откройте!- майор откашлялся и постучал чуть сильнее. "Вот серые мыши неужто уже спать завалились "- тихо, на ушко Семену, сказал он.
Минут через пять послышались шаркающие шаги где-то очень далеко, и что характерно, приближались они значительно медленнее, чем это могло показаться молодым подвыпившим офицерам Советской Армии.
-Хозяева! Отрывайте, а не то сейчас пришлю наряд.
Видно, слово "наряд" очень подействовало, и дверь, обитая серым дерматином, открылась на половину.
-Прошу вас, товарищи- господа офицеры, зачем сразу наряд! Наряд!? Циля ты слышишь , за тобой таки пришлют наряд.
-Мадам Зингер, по нашим сведениям у вас есть лишняя жилплощадь, а у нас есть молодой лейтенант Айзенберг Семен. Смекаешь о чем речь?- Олейник на правах "свата" смело шагнул в салон.
Из-за занавески показалась интересная с приятным интеллигентным взглядом , брюнетка.
-Цицилия Марковна- врач-отоларинголог, а это моя сестра Джульетта Марковна . Она адво-о-окать-прононсировала букву "О" , дав понять молодым людям, что шалости и армейские шутки тут не уместны.
-У нас довольно большая предкухонная комната для прислуги,-переглянувшись с адвокатессой, заметила отоларинголог.
-Ну вот и отлично!-доставая "понфурик" из кармана видавшей виды шинели, заметил майор.
-А где же принцесса бала, где дочурка навыданье??
-Она скоро придет, знаете как много работы на телеграфе и какая ответственность, государственная служба, это вам не фунт изюма, молодой человек,- Циля открыла шкафчик и достала графинчик с водочкой и рюмки "десятиграммовые", которые выглядели меньше пробирок из химлаборатории.
Семен тем временем вытащил друга в коридор.
-Ты что , дружище, устраиваешь цирк, какое сватовство, у меня две невесты ждут-недождутся когда я за ними приеду!
-Не кипятись Семен! Не женишься, так поживешь в прикиде пару месяцев пока твои невесты подтянутся из-за бугра.
-Да нет я так не могу!
-Цыц салага! Въезжаем в тему,-довольно убедительно заключил майор и буквально затащил Семку в салон.
-Бист аид?-с надеждой спросила Семена Цицилия Марковна, взирая на него поверх своих цилиндров.
-Их бин аид,-выдал Семен единственную фразу на идиш, которую помнил из глубокого детства.
-Вот видишь, и сговорились,-оживился Олейник, разливая водку в "мензурки".
В это время послышался страшный грохот и сквозь плюшевую гардину, отделявшую салон и то, что называлось прихожей , показалась крупная, как два армейских ведра, грудь, а потом все присутствующие на "банкете" с восторгом оценили цветущие формы ответственного работника местной телеграфной сети.
-Мамон, у нас гости?-низким голосом спросила молодая женщина и, оценив обстановку , без ложной скромности представилась: "Лида".
Офицеры встали как в старые времена к удовольствию сестер Зингер, кивком головы представились даме.
За весь вечер Семен не проронил ни слова, только периодически ловил интересующие взгляды хозяйки дома и ее дочери. Ближе к полночи офицеры наконец-то вышли на воздух.
-Ну и селедка ты ,Семен, ничего в этой жизни не понимаешь, такая женщина , ну просто гефильте фишь, а ты как дешевый фраер.
-Отстань, Борька, у меня через два дня первый прыжок и вообще я не в восторге от нее.
-Поэтому и сегодня ты спишь один, а не в объятиях цветущей женщины,- с нескрываемой обидой заключил майор.
Затяжной прыжок. Белые купола
18 ноября 202318 ноя 2023
298
8 мин